4-5 ноября в Караганде проходил Республиканский семинар-совещание «Вопросы организации лекарственного обеспечения населения», организованный Министерством здравоохранения РК и Проектом ЗдравПлюс USAID.
Это мероприятие - часть плана Министерства здравоохранения по реализации Постановления Правительства РК от 27 августа 2005 г. №889 «Об утверждении Правил бесплатного и (или) льготного обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан».
В семинаре приняли участие вице-министр здравоохранения РК А.А. Амангельдиев, председатель Комитета фармации Л.Ю. Пак, представители Департамента лечебно-профилактической работы, Отдела совершенствования методов финансирования в системе здравоохранения, Отдела мониторинга использования лекарственных средств Минздрава РК, Национального центра экспертизы лекарственных средств, территориальных управлений фармацевтического контроля, департаментов здравоохранения регионов республики, Информационного лекарственного центра (г. Караганда), проекта ЗдравПлюс USAID, фармакотерапевтических комитетов лечебных организаций, неправительственных объединений участников рынка медикаментов, дистрибьюторских фармацевтических компаний, зарубежных и отечественных производителей лекарственных средств (всего более 100 человек).
Участники семинара обсудили все аспекты проблемы лекарственного обеспечения населения. Были заслушаны доклады о принципах формулярной системы, мировом и казахстанском опыте ее внедрения, закупках лекарственных средств в рамках формулярной системы (на примере Карагандинской области), методах финансирования лекарственного обеспечения и сооплаты лечения пациентом, применяемых за рубежом.
Рассмотрен новый порядок бесплатного и (или) льготного обеспечения лекарственными средствами льготных категорий амбулаторных больных, результаты его апробации в двух пилотных регионах. Обсуждены проблемы организации лекарственной помощи, опыт закупа услуг по амбулаторному лекарственному обеспечению департаментов здравоохранения нескольких регионов Казахстана, альтернативные пути решения проблем лекарственного обеспечения амбулаторных больных.
Немало внимания уделено вопросам формирования Списка основных (жизненно важных) лекарственных средств, а также рационализации поставок, распределения медикаментов и услуг по амбулаторному лекарственному обеспечению.
Состоялась презентация программ «Автоматизированный учет амбулаторного лекарственного обеспечения», созданной специально для реализации новых правил лекарственного обеспечения, утвержденных Постановлением №889 и «Автоматизированная база данных по ценам на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику», которая может быть использована организациями здравоохранения при закупе лекарственных средств и услуг по амбулаторному лекарственному обеспечению. </P>
<P>В системе лекобеспечения, начиная с 1 января 2006 г., произойдут значительные изменения. Во-первых, приобретение лекарств на средства государственного бюджета не будет регулироваться Законом «О государственных закупках», поскольку гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не является предметом государственных закупок (в соответствии со ст. 27-1, внесенной в Закон РК «О государственных закупках» в июле 2004 г.).
Во-вторых, отпуск лекарственных средств декретированным категориям населения будет осуществляться только через аптечные организации (в отдаленной сельской местности, где нет аптечных организаций, - через объекты первичной медико-санитарной помощи аттестованными медицинскими работниками). Кроме бесплатного обеспечения лекарствами предусмотрен также отпуск по льготной цене - со скидкой 50%. В 2006 г. появится еще две льготные группы: дети и ые, состоящие на диспансерном учете. Первые будут получать лекарства на амбулаторном уровне бесплатно, вторые - со скидкой 50% (в соответствии с утвержденным перечнем).
Государство выделяет все больше средств на здравоохранение. А.А. Амангельдиев сообщил, что за последние 4 года объем финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи увеличился в 4 раза. В 2006 г. на лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи выделено 30 млрд тенге (более 220 млн $), в том числе затраты на лекобеспечение на амбулаторном уровне могут достигнуть 8 млрд тг (в 2007 г. - 12 млрд тг).
В то же время имеет место тревожная тенденция увеличения товарного остатка лекарственных средств в лечебно-профилактических организациях: если на 1 января 2004 г. он составил 1,8 млрд тг, то в настоящий момент - 4,2 млрд тг. Вице-министр здравоохранения РК особо подчеркнул, что важнейшая задача - обеспечить рациональное использование денежных средств, выделенных на лекарственное обеспечение: закуп ЛС должен осуществлять только в пределах лекарственных формуляров, которые, в свою очередь, должны строго соответствовать Списку основных (жизненно важных лекарственных средств РК).
Кроме того, необходимо точно определить потребность на 2006 г., с учетом переходящих остатков медикаментов. Рациональное использование лекарственных средств, денежных ресурсов, выделенных на их закуп, будет предметом пристального внимания двух контрольно-надзорных органов Министерства здравоохранения: Комитета по контролю за качеством медицинских услуг и Комитета фармации.
В настоящее время в РК идет доработка нормативной базы, регулирующей лекарственное обеспечение. В частности, Министром здравоохранения подписан новый приказ, утверждающий Перечень видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и специализированные продукты детского и лечебного питания отпускаются по рецептам бесплатно или по льготной цене (документ находится на утверждении в Минюсте РК).
Обсуждается проект нового порядка амбулаторного лекарственного обеспечения населения (в соответствии с Постановлением правительства РК № 889). Подготовлены проекты изменений и дополнений к Правилам оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и к Инструкции по формированию Списка основных (жизненно важных) лекарственных средств.
Председатель комитета фармации Л.Ю. Пак, подводя итоги двухдневного семинара, сказала: «Обсуждение нового порядка лекарственного обеспечения показывает, что в ходе его внедрения неизбежно возникнет много проблем, которые уже сегодня предвидят организаторы лекарственного обеспечения и поставщики медикаментов (в том числе связанные с учетом и отчетностью, формированием лотов, распределением льготных лекарств по отдаленным сельским районам и другие). Но все эти проблемы решаемы, и решать их надо самим организаторам здравоохранения и поставщикам, с учетом ситуации на местах».
Резолюция семинара-совещания предусматривает в течение 2005-2010 гг., в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан, принятие концепции и разработку методологии внедрения формулярной системы, реализацию мероприятий по внедрению формулярной системы (в том числе разработку соответствующей нормативно-правовой базы), развитие службы клинической фармакологии, обеспечение возможности для специализации врачей и фармацевтов по клинической фармакологии, организацию проведения фармакоэкономических и фармакоэпидемиологических исследований.
По материалам remedium, pharmnews.kz
agrinews.com.ua