Владимир Сапрыкин, Центр им. Разумкова: “Если петух клюнет в нужное место, что-то приняли. Если нет - контроль отсутствует”.
Для того чтобы не импортировались нефтепродукты и заработали украинские нефтеперерабатывающие заводы, нужно ввести или увеличить таможенные сборы, но это может привести к подоанию нефтепродуктов. А чтобы НПЗ работали и цены на нефтепродукты не повышались, нужно иметь собственную государственную политику. Первое – она должна эффективно регулировать налоговую и таможенную политику. Раньше в предвкушении бензиновых кризисов мы снижали налоги и таможенные сборы, а потом уточняли их на месте. Сегодня такого не случилось.
Второй момент. Как известно, Украина должна выполнять договоренность с Европейским Союзом и с различными международными организациями по качеству бензина и дизельного топлива. У нас не то что топлива, а даже ГОСТы существующие не соответствуют. Они на десятки лет отстают от европейских.
Европейский Союз многие годы вырабатывал политику в этой сфере, т.е. в основу положены экологические требования к выбросам автомобилей. Это и конструкция самих автомобилей, и качество топлива. Европейский Союз постепенно ужесточал показатели по топливу, самое главное – это содержание серы, бензола, ароматических углеводородов и т.д. Ничего подобного в Украине не происходит. Например: херсонский (довоенный) завод, сейчас практически не работает.
Естественно, наши заводы выпускают крайне плохое качество продукта с точки зрения моторных свойств и экологического требования. Здесь государство практически самоустранилось. И моментального результата вряд ли можно достичь. Необходимо семь лет как минимум, чтобы провести модернизацию существующих заводов. А в Украине почему-то увлеклись строительством каких-то новых мифических НПЗ, которых не будет в ближайшее время. Нужны миллиарды долларов на модернизацию НПЗ, государство должно помочь тем же частным владельцам. Нужно стимулировать производителей к модернизации, в частности, к предоставлению льгот при импортировании современного нефтеперерабатывающего оборудования,
В России готовится документ, который отменяет на несколько лет какие-либо налоги на ввозимое важнейшее оборудование. Там перечислены сотни наименований. Особое место уделено технологиям для нефтепереработки. Россия и сама производит некоторое оборудование, но, безусловно, нужны западные современные технологии, западные катализаторы.
Для того чтобы были довольны потребители, а производители много на этом не зарабатывали - должны работать соответствующие органы. Парламент должен принимать эффективные законы и менять их вовремя. На Западе топливным рынком государство занимается с точки зрения акцизов. Если цена растет, то государство уменьшает акцизы. В дополнение может ввести и другие налоги, если надо. Что происходит в Украине? Если петух клюнет в нужное место, что-то приняли. Если нет - контроль отсутствует. А ведь политикам нужно знать проблемы отрасли и адекватно, вовремя реагировать на возникшие проблемы. Дабы стимулировать производителя, контролировать цены. Ту же вертикально интегрируемую нефтяную компанию президент пытается создать, а воз и ныне там. Разговоры все продолжаются, указы выходят, а толку никакого нет.
Президент решил таки довести энергетическую стратегию Украины до финального конца, т.е. создать ее. В этой стратегии можно будет описать проблемы и способы их решения. То есть, какой мы видим нефтепереработку в Украине на ближайшие 20-25 лет.
Официально еще по распоряжению Л. Кучмы я там записан как один из разработчиков. Однако в заседании до сих по не участвовал.
газета "ДЕЛО"
agrinews.com.ua