В Верховной Раде зарегистрировано уже три законопроекта о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для продуктов питания. В чем их главное отличие и как эти инициативы отразятся на бюджете страны, сообщил председатель Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов в комментарии УНН.
Первый законопроект №7420 появился на сайте Верховной Рады 19 декабря прошлого года. Его соавторы Николай Люшняк, Андрей Кит и Федор Негой предлагают снизить ставку НДС для всех сельхозпроизводителей, в том числе алкогольной продукции. Причем эксперты полагают, что алкоголь попал в этот проект закона ошибочно и неосознанно.
Второй законопроект №7420-1 зарегистрирован неделей позже, 27 декабря, группой народных депутатов Александром Бакуменко, Николаем Кучером, Петром Юрчишиным, Леонидом Козаченко, Сергеем Мартыняком и Валентином Ничипоренко. Он предполагает снижение ставки НДС не для сельхозпроизводителей, а на конкретные продукты питания. Речь идет о мясе, яйцах, молоке и других продуктах животноводческого происхождения.
Третий законопроект №7420-2 подан уже 3 января этого года Иваном Мирошниченко и Валерием Давиденко. Как и предыдущий законопроект, он предполагает снижение НДС на продукты питания, но значительно расширяет их перечень.
Анализируя указанные законопроекты, М.Соколов обращает внимание на юридическую несостоятельность первого №7420 и неоправданные убытки бюджета от третьего №7420-2. Ко второму законопроекту №7420-1 у эксперта меньше всего претензий и он считает его наиболее оптимальным среди всех зарегистрированных.
“Разница между этими тремя законопроектами существенная. Несмотря на схожесть законопроектов №№7420-1 и 7420-2, они отличаются перечнями продуктов питания, на которые предполагается снизить НДС. В №7420-2 добавлены овощи, пшеница, рожь, хлебобулочные изделия. Это в свою очередь увеличивает сумму ущерба для бюджета страны. Если мы говорим о законопроекте №7420-1, то потери для бюджета составят около 4 млрд грн, в случае №7420-2 они увеличатся примерно на 2 млрд грн.
Если же утвердят законопроект №7420, ущерб и вовсе составит около 17 млрд грн, поскольку соавторы этой инициативы предлагают распространить снижение НДС на все продукты, включая алкоголь. Причем сделано это, видимо, по ошибке. Не думаю, что это было сделано осознано.
Кроме того, законопроект №7420 имеет юридическую коллизию. Соавторы хотят снизить НДС для сельхозпроизводителей, но в действующем законодательстве есть два определения этого термина. В одном случае это вся сельхозпродукция, включая продукты питания и алкоголь, а вот во втором определении продуктов питания нет. Это неопределенность и может стать проблемой в будущем”, - пояснил он.
Что касается наиболее оптимального №7420-1, где соавтором выступает заместитель главы аграрного комитета ВР А.Бакуменко, там речь идет о стабилизации цен на те продукты питания животноводческого происхождения, которые больше всего поднялись в цене в прошлом 2017 году, отметил эксперт.
“Рост цен привел к снижению потребления, а это конечно же плохо и вредно. Идея законопроекта Бакуменко (№7420-1 - ред.) в том, чтобы стабилизировать цены на продукты и дать возможность потребителям иметь сбалансированный рацион питания”, - пояснил М.Соколов.
Напомним, из пояснительной записки к законопроекту №7420-1 следует, что украинцы стали хуже питаться.
Ирина Макаренко
Источник: УНН
agrinews.com.ua