Результаты досрочных выборов в Киеве озадачили многих – как участников, так и наблюдателей. Кроме прочего, эти выборы стали лакмусовой бумажкой, проявившей скрытые процессы, происходящие в большой политике.
Избранный во второй раз мм Леонид Черновецкий получил неслыханную легитимацию пребывания во власти и надежно закрепился в столице еще, по крайней мере, на пять лет. Еще одним его достижением является высокий результат блока Черновецкого и вырисовывающееся стойкое большинство, способное поддержать практически любые инициативы городского головы.
Более того: победивший Черновецкий получил, в своем варианте то, к чему стремилась в Киеве Тимошенко – успешный старт к другим высотам. Для Юлии Владимировны это президентское кресло, за которое она, вне сомнений, будет бороться до конца. Для Леонида Михайловича – новые перспективы для его политической команды, лояльность Банковой, подтверждение эффективности его методики выстраивания отношений с электоратом etc. И, кто его знает, возможно, именно в эту кампанию были посеяны зерна гораздо больших амбиций Леонида Михайловича, неоднажды оговорившегося, что он – «мэр всей Украины»…
Юлия Тимошенко напротив, не только не улучшила свой электый результат в Киеве, но и получила еще несколько уроков. В частности, она убедилась, как могут действовать ее же методы задабривания избирателя в чужих «черновецких» руках. Увидела, что не факт, что на того, на кого она укажет, даже если это Турчинов, моментально снизойдет величие ее рейтинга (хотя, справедливости ради следует отметить, что результат Турчинова в почти 20% на голосовании за мэра, полученный практически с нуля, нельзя считать абсолютным провалом). Получила ощутимый удар по самолюбию и самоуверенности, так как намеревалась не просто занять Киев с его ресурсами, но и продемонстрировать своеобразный праймериз перед президентскими выборами. К тому же, к Юлии Владимировне пришло еще одно не очень приятное осознание, что рассчитывать на Майдан больше не приходится – даже в отстаивании справедливости, за которую стоит бороться.
О «Нашей Украине»-Народной самообороне» в контексте столичных выборов следовало бы писать либо хорошо, либо ничего. Поход в Киевсовет четырьмя колоннами, преельство по поводу «единого кандидата», в результате чего собственно НУНС не выдвинул никого, внутренний конфликт между «Нашей Украиной» и «Народной самообороной» в лице ее лидеров Юрия Луценко и Давида Жвании, дистанцирование как от этих выборов, так и от НУНС Президента Виктора Ющенко – все это и дало те скудные плоды, которые НУНС получил от киевлян.
Какие тенденции проявило это внеплановое электое событие в столице Украины? Почему его результаты оказались именно такими? Какие последствия принесли эти выборы ключевым политическим окам?
Об этом «Главред» говорил с руководителем социологической службы «Украинский барометр» политологом Виктором Небоженко на исходе подведения результатов столичных выборов.
Виктор Сергеевич, как вы оцениваете результаты киевской избирательной кампании – насколько они неожиданны для вас как наблюдателя?
Первой неожиданностью был неприлично высокий результат ГАКа. Это свидетельствует о том, что существуют экономические силы, научившиеся тонко эксплуатировать материальные затруднения части безответственного электората. Ведь если человек выбирает того или иного политика, пусть даже ошибаясь, сама ситуация выбора делает его гражданином. Совсем другой вариант, когда под давлением материальных или административных обстоятельств человек легко расстается со своим статусом избирателя. Соответственно, с этой минуты изчезает его качество гражданина. Отсюда мы имеем пример одноразовой массовой деградации гражданского общества в Украине - пока только на примере Киева.
Вы же видели, что творилось на этих выборах? Представляете, пустая, ьная организация, в которой даже ов нет, вдруг набирает 4%! Это же катастрофа для демократических выборов! А что будет дальше? Завтра нам вообще какую-то обезьяну подсунут: научат ее трем украинским словам, оденут в вышиванку, и она наберет 8%!
Когда вслед за материальной помощью после выборов вдруг приходят жесткие ограничения, все начинают говорить, что «кажется, нас опять обманули». Но это только начало обмана, потому что победители, как правило, будут очень сильно мстить населению за то, что приходилось с ним заывать, что-то обещать, тратится и даже льстить…
Результат блока Черновецкого в 30, 45% и 37, 72% его самого на выборах мэра неожидан?
Нет. Те исследования, которые мы проводили, но не публиковали, чтобы нас не обвинили в манипуляциях, показывали, что у него устойчивый электорат. Черновецкий стремился не увеличить его, а сохранить: это как стадо овец, которое надо держать вместе, когда оно поднимается в горы. Но зато его команда очень хорошо поупражнялась в уничтожении электората противника, и эта стратегия сработала. К тому же Черновецкий первым додумался до того, к чему когда-то логически пришла Европа и исторически происходит у нас: он стал давать взятки не власти, как любой бизнесмен, а населению. И это сочетание мощной социальной массовой коррупции и изощреннейшей диффамационной рекламной кампании, конечно, дало свои результаты.
Это, кстати, очень похоже на то, что делает Юлия Владимировна в масштабах всей страны, когда популистские патерналистские лозунги и всякого рода компенсации активно влияют на рейтинг политика.
Поэтому следующий вывод о выборах в Киеве касается не того, кто прошел или не прошел в горсовет, а того, что у Юлии Владимировны выбили из рук ее собственное оружие. Наблюдатели зря акцентируют внимание на том, что у нее якобы упал рейтинг, что она вместо 50% получила гораздо меньше. Да, это вполне конкретное поражение и укол, который получила Тимошенко. Гораздо хуже для нее, что Черновецкий полностью повторил ее стиль политического поведения на уровне города и победил. Теперь у нее появился действительно грозный противник, который живет не в секретариате Президента, а 30% киевлян, проголосовавших за Черновецкого.
Можно ли говорить, что на уровне Киева опробована избирательная технология, которая может быть применена в масштабах страны?
У Черновецкого есть ресурсы, и он просто довел до совершенства политику социального подкупа, которая превратилась в технологию на киевских выборах. Но первоначально к такому типу овладения и контроля за населением подобралась именно Тимошенко! Черновецкий просто научился делать это намного лучше. И это теперь может быть повторено в крупных городах Украины, где население плохо знает друг друга и поддается на быстрые популистские стимулы.
Получил ли БЮТ на этих выборах, как выразились в секретариате Президента, «Сталинград»?
Нет, хотя, конечно же, это поражение. Ведь у Тимошенко был очень долгий период побед: на своем пути она либо уничтожала противника, либо присваивала себе его результаты, идеи, электорат, политические проекты. И вдруг все это дало осечку – этот момент, конечно, зафиксирован всеми элитами.
Но настоящее ее поражение в том, что она продолжает работать на коротких дистанциях: тактические победы для нее важнее серьезного стратегического результата. Вот что подтвердили эти выборы! Отвлечение на Киев и попытки начать президентскую кампанию с киевского успеха сорвались. Но говорить, что это для Тимошенко Сталинград или Ватерлоо – преувеличение. Ведь кто, в таком случае, победитель?
Какими могут быть дальнейшие шаги Тимошенко для исправления ситуации?
Возвращусь к своему тезису о том, что Юлия Владимировна заменяет одну победоносную кампанию другой и, тем самым, скрывает одно стратегическое поражение за другим. Если бы кто-то сейчас поинтересовался, почему возникло киевское побоище, то заметил бы, что Кабмин шел к своим ста дням, и общественность интересовалась, что же страна получила за этот период. И вдруг общественное внимание было отвлечено на досрочные выборы в Киеве! То есть Тимошенко сумела изменить повестку дня! Вместо серьезного анализа деятельности Кабмина, вдруг вся страна заговорила о досрочных выборах в столице!
Если следовать этой логике, то после поражения в Киеве ей нужно отвлечь внимание каким-то очень сильным ходом: то ли она Конституцию подарит стране, то ли еще что-то устроит…
А чем объясняется столь низкий результат «Нашей Украины»-Народной самообороны? Тем, что электорат Майдана не пришел на выборы. Вожди, которые в 2004-м управляли Майданом, показали свою полную несостоятельность – кто-то ушел под другие политические «крыши», кто-то создал новые политические проекты… И принципиальные сторонники Майдана просто не пришли на выборы! Это классический и очень частый случай в политических историях, когда избиратель прекращает ать в демократические ы, понимая, что те, кто их ведет, использует его в своих целях. Избиратель, таким образом, разрывает договор с политиками. Высокая неявка на выборах – одно из доказательств пересмотра демократических ценностей.
№1 списка НУНС - Юрий Луценко, уже заявил, что «проал секретариату Президента». Действительно ли с Банковой приложили серьезные усилия, чтобы НУНС потерпел такое фиаско?
Это неправда. Давайте не будем преувеличивать «историческую» роль секретариата в этом процессе.
Дело в том, что когда одновременно идут выборы мэра и горсовета, политики, возглавляющие списки, как правило, выдвигаются и на пост городских голов, как бы говоря – голосуйте за меня и мой блок. Ведь каждому нужен не только личный успех, но и успех его политической силы!
Что делает «Наша Украина»? Она совершает роковую ошибку, не выдвинув своего кандидата в мэры! Ну, разве можно так? Что бы ни говорил Луценко, но ведь он не мог не понимать, что это мгновенно понижает ценность кампании! Ведь представляете - человек ищет в списке кандидата в мэры от «Нашей Украины», а его там нет! Поэтому «Наша Украина» была обречена на 3%, не больше!
Во-вторых, обратите внимание: около 80 народных депутатов из фракции НУНС палец о палец не ударили для помощи в этой кампании в самом же Киеве! Это уже был своеобразный конфликт между двумя политическими силами – «Народной самообороной» и «Нашей Украиной»! Кампанию-то ведь вела именно «Самооборона», а не НУНС! Вот вам три причины, по которым НУНС в Киеве точно не могли добиться успеха!
И секретариат Президента, который все это просчитал, – это, возможно, четвертый или даже пятый по значимости фактор их проыша. Я не защищаю секретариат, но не думаю, что штаб «Нашей Украины» не понимал, что у них не будет высоких результатов, не имея своего кандидата в мэры, не имея серьезной поддержки депутатов ВР и т.д.
Думаю, «Нашей Украине» сейчас нужно заниматься самовыживанием, а не списывать свое поражение на секретариат. Это же партийный организм, и в этом смысле им надо учиться у Луценко, который аккуратненько, под видом борьбы с секретариатом, на самом деле забирает себе остатки «Нашей Украины»! И правильно делает, потому что «Наша Украина» умирает, и в этот раз уже о. А все живое перейдет теперь в «Самооборону»…
А неживое?
А неживое будет ждать следующего политического цикла или поддаватся таким фантастическим проектам как Черновецкий&Со. Есть еще один вариант «оживления» «Нашей Украины»: волшебные «эликсиры» в виде денежного дождя или приход наивных инвесторов, но надеятся на это, по крайней мере, недальновидно и легкомысленно.
Но уже активно обсуждается тема, что блок Черновецкого войдет в «Единый центр», отстраиваемый с Банковой…
Я пока не знаю такой организации как «Единый центр» - это только теоретический конструкт. Я не видел их спичрайтеров, не видел их идеологии, их структур. Ведь политическая сила – это определенный набор показателей, благодаря которым с ней считаются. Как политолог я не готов обсуждать организацию, которая носит пока ьный характер.
Вообще же может сложиться ситуация, что Христианско-либеральная партия Черновецкого подомнет под себя любой «Центр» - давайте и это учитывать! Я не знаю, захочет ли Черновецкий идти под какой-то «Единый центр»: он спокойно может использовать технологию, о которой мы говорили, и браться за крупные города-миллионники! Думаете, что там не найдется своих маленьких черновецких?..
Значат ли громкие заявления Луценко, сделанные им на прошлой неделе, что он о отрекся от Президента и озвучил таким образом свой переход в противоположный лагерь, к Тимошенко?
Нет. Луценко ведет себя как маленький Путин, который громко топает ножками, не пуская никого в НАТО, а потом общается с теми же натовцами. Если Луценко так остро говорил о силовом варианте и угрозе переворота, то он должен был надеть большую каску и всю ночь ходить по внутреннему плацу МВД, стараясь оборонить министерство от вражеских полков. Вместо этого он спокойненько пошел спать и думать над экзотичными заявлениями, которые сделает утром. То есть пока это все слова. Единственный, кто страдает, - это печальный грузин…
Да, Жвании можно и нужно посочувствовать: ну, пусть обманул районный суд, подавая документы на получение украинского паспорта, но человек хотел быть гражданином Украины! Обратите внимание, кто у нас сегодня хочет получить украинское гражданство – афганцы, сирийцы, китайцы… А тут богатый, сильный грузин, убежавший из Тбилиси, когда там уничтожали его родственников! Я считаю, что его нужно простить, даже если он дал тогда взятку судье!
Значат ли уголовные дела, жденные против Жвании и Луценко, что Банковая таким образом решила наказать их за откровенный дрейф в сторону Тимошенко?
Ну, Жвания и Луценко давно уже аются ее прекрасным обществом, и это ни для кого не секрет. Дело в другом: МВД на киевских выборах показало себя с самой худшей стороны. При такой социальной коррупции, при таком подкупе не пойман за руку ни один человек! Думаю, резкое ослабление министра и МВД в целом позволило сейчас так обращаться с Луценко и Жванией.
Ведь все исследования показывали, что у НУНС – 2-2,5%, и я думал – ну все, Луценко должен поднять две тысячи милиционеров, перекрыть доступ к махинациям на всех избирательных участках и каждый голос сохранить! Но ничего этого не произошло: милиция жила своей жизнью, аккуратно участвуя в сложных электых интригах и мистических обменах бюллетеней на денежные знаки, а министр – своей. После этого стало ясно, что министр как бы и не владеет своим министерством.
К тому же, если все так серьезно, то после этой острейшей пресс-конференции, где Луценко рассказал о готовящемся государственном перевороте, он должен был от слов переходить к делу: показать, что на его стороне милицейские полки, генералы, коллегия министерства и т.д. В конце концов, показать, что на его стороне общественность. Но ничего этого тоже не произошло! Мы услышали яркую, сочную, оригинальную, хорошую в смысле ньюзмейкерства пресс-конференцию, которая при переводе на испанский или французский языки заставила бы побледнеть пол-Европы. Но она не произвела никакого впечатления ни на секретариат Президента, ни на внутрение войска, ни на электорат.
Вы считаете, что это ничем не закончится, и дежа вю с ситуацией 2005 года и заявлениями Зинченко обманчиво? Ну, в том, что Луценко перейдет в БЮТ, я не сомневаюсь. Его, возможно, уволят с поста министра или отстранят от исполнения обязанностей. Может быть и гораздо худший вариант: его не уволят, но заставят оплатить из министерской зарплаты все эти полеты на служебных самолетах. Представьте, борец за справедливость, выплачивающий из своего кармана по решению какого-нибудь Ужгородского районного суда стоимость поездок, совершенных в личных целях за счет налогоплательщиков! И местный кассир МВД будет высчитывать с его министерской зарплаты 60% как алименты в пользу казны! Это может быть гораздо хуже, чем если бы его уволили или задержали хотя бы на 15 минут,
и он стал народным героем.
После ареста Тимошенко в 2001-м никто никому не будет создавать таким образом имидж героя - это понятно всем. Луценко и сам не решился на пиар-арест Черновецкого, потому что это сразу бы добавило Черновецкому пару-тройку процентов на выборах.
Судя по всему, «Народная самооборона» готова отдать голоса за создание конституционной комиссии в парламенте, против которой протестует Президент, и, в принципе, поддержать некие конституционные инициативы БЮТ в продвижении к парламентской республике…
То, что демократическая коалиция разваливается, и БЮТ соединяется с «Самообороной», было видно еще месяца два назад. Но их голосов хватает для принятия только кое-каких законопроектов, но не для серьезных конституционных изменений. Но я глубоко уверен, что Тимошенко, как и Ющенко, и Януковича интересует прежде всего сильная президентская власть.
Может ли присоединиться к БЮТ и «Народной самообороне» в этом процессе Партия регионов?
Нет, присоединиться могут только коммунисты. «Регионам» пока это ни к чему.
Можно ли, все-таки, ожидать переформатирования парламентского большинства?
Нет. Будут, как и раньше, проходить ситуативные голосования, но никакой «широкой» коалиции. Скажу еще более радикально: на самом деле и парламентское руководство, которое не очень-то напрягается, и коалиция, и тем более оппозиция существуют у нас формально. Реально их нет! И такая ситуация «полужизни» устраивает и ту же оппозицию, и ту же коалицию. Все это очень удобно! Поэтому никакие досрочные парламентские выборы нам не грозят: они возможны только в случае, если будет реальный конфликт, как в 2006-м. Сегодня этого конфликта нет!
А разве не являются темой конфликта приближающиеся президентские выборы и избирательная кампания, которая фактически уже идет?
Но борьба идет между Тимошенко и Ющенко, в ней пока не участвует Янукович и Партия регионов.
Но рано или поздно «Регионам» придется принимать решение: включаться в эту борьбу на чьей-либо стороне или же самостоятельно…
Придется, но у них есть время, они и не выбирают сейчас. Если бы вам нужно было делать ставку в конфликте в вашем коллективе и вы одинаково относитесь к ке Мане и мальчику Паше, вы бы наверняка старались оттянуть этот выбор, ведь каждый из них тянул бы вас на свою сторону. Или вы захотели бы поссориться с обоими? Нет.
Вот так и «Регионы» поступают! Они будут тянуть до последнего и поставят на того, кто будет выывать. Будет выывать Ющенко – поставят на него, будет выывать Тимошенко – они в последний момент скажут: «Юлечка, мы это… Готовы, как говорится, с тобой сотрудничать!» А сейчас они просто дают возможность перегрызть друг другу глотки двум бывшим политическим партнерам, одновременно ослабив и того, и другого.
Как вы считаете, у Ющенко есть шансы выать президентскую гонку 2010-го?
До тех пор, пока Партия регионов держит «вооруженный нейтралитет», у него достаточно большие шансы.
Что именно может стать толчком для того, чтобы «Регионы» сделали свой выбор?
Только политический экстремизм: выступление какой-то политической силы, которая захочет решить все проблемы сразу, и тем самым вынесет на поверхность все, что до сих пор скрывается или по-разному интерпретируется.
Может ли Тимошенко пойти на какие-то радикальные шаги для катализации процесса?
Танки на улицах? Не думаю… Но Майдан уже не проходит. Тот факт, что Тимошенко отказалась от киевского Майдана как способа оспаривания результатов выборов в Киеве и давления на власть, когда в ответ на ее заявку о ста тысячах человек Черновецкий готов был вывести своих сто тысяч, а киевляне оказались третьей нейтральной силой в этом конфликте, свидетельствует о том, что она прекрасно поняла, что это уже использовать нельзя. И это тоже поражение Тимошенко, причем гораздо большее, чем количественный показатель ее поддержки киевлянами. Но если не Майдан, то что?..
Самые острые заявления мы услышали за последние две недели из уст Тимошенко и Луценко: все самое жестокое, циничное и оскорбительное для противоположной стороны уже сказано, и ничего!..
Так что сдвинуть ситуацию с места могут только какие-то радикальные действия, которые заставят всех политиков действовать в ответ. Никто не сможет постоять в стороне, потому что бездействие отразится на них уже на десятилетия.
Оксана Козак
Инф. glavred
agrinews.com.ua