Интервью с директором Научно-исследовательского экономического института Александром Розенфельдом.
Последние статистические данные показывают, что правительство пока не смогло найти реальные механизмы преодоления инфляции. Большинство аналитиков склонны считать, что все предпринятые мероприятия, в том числе и ревальвация гривны, не будут иметь должного положительного эффекта. Свои рецепты преодоления инфляции, а также свое видение текущих экономических процессов в Украине, в интервью РБК-Украина озвучил директор Научно-исследовательского экономического института Александр Розенфельд.
РБК-Украина: В чем причины негативных инфляционных процессов, которые сейчас наблюдаются в Украине? Что можно сделать, чтобы их преодолеть?
Александр Розенфельд: Далеко не все в Украине себе представляют всю сложность сегодняшнего положения, связанного с инфляционными процессами. В мировой экономике ныне происходят кризисные явления, которые не встречались ранее. Как правило, во время кризисов при уменьшении объемов производства, цены на сырье должны падать. А сейчас темпы роста производства уменьшаются, при этом цены на сырье растут. Таким образом, экономика всего мира входит в фазу рецессии, а цены на сырье продолжают расти. Работает мощный переток спекулятивных капиталов с финансовых рынков на сырьевые. Ранее с такой ситуацией мы никогда не сталкивались. И объяснить то, что происходит сейчас можно только рядом фундаментальных и спекулятивных обстоятельств, на фоне асинхронности фаз экономических циклов США и всего остального мира. Я полагаю, что США выйдет из этого периода мировым лидером, так как их экономика первой достигнет дна, после чего она непременно пойдет вверх, в то время как весь остальной мир вступит в понижающую фазу. Думаю, что это произойдет уже очень скоро – либо к концу этого года, либо в начале следующего.
Внутри же Украины ситуация чрезвычайная – ответить односложно, что именно привело к столь высоким показателям инфляции практически невозможно. Инфляцию вызвало сочетание колоссального количества факторов. Это и повышенный спрос наряду с недостатком предложения, и политические, и психологические факторы, такие как инфляционные ожидания населения. Поэтому, когда явление сложно диагностируется, то и простых рецептов выхода из ситуации не существует. Главное, что сейчас первостепенно необходимо – это утихомирить инфляционные ожидания населения, то есть изменить существующий панический настрой. При этом необходимо учесть, что любая мера правительства подвергается критике в двух кварталах от здания Кабмина, и наоборот все, что предлагается на Банковой, не реализуется на Грушевского. И это создает дополнительный и очень весомый неблагоприятный фон. В нынешней ситуации, в первую очередь необходимо любой ценой добиться согласованных действий правительства, Секретариата президента, Нацбанка и местных властей.
РБК-Украины: Какие факторы в первую очередь на сегодня, влияют на динамику роста цен на продукты в Украине? Как можно сдержать этот процесс?
А.Р.: Цены на продукты питания растут во всем мире. Причины следующие: плохой уай, часть продуктов питания идет на производство биотоплива, сокращение посевных площадей, климатические изменения. Кроме того, рост мировой экономики, который наблюдался за последние годы, привел во многих странах к увеличению доходов, что изменило мировую структуру питания. Был такой анекдот: "Почему китайцы едят рис палочками? - Если бы они ели ложками, то мы бы ели палочками.". Так вот, сейчас они "начали есть ложками". Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) увеличили потребление продуктов. Спрос на продукты питания существенно увеличился. Кроме того, огромную роль ает спекулятивная составляющая, которая заключается в том, что крупные оки, зная о росте цены на продукцию, приобретают ее не для собственного потребления, а с целью дальнейшей перепродажи. Это подтверждается анализом глобальных фьючерсных рынков.
Далее, доходы населения Украины с 2000 г. увеличились в разы, а производство продуктов питания увеличилось на проценты. Такая диспропорция толкает цены вперед. Кроме того, регулярные социальные выплаты населению, рост заработных плат и новые обещания, в свою очередь, способствуют дополнительным покупкам, что также приводит к увеличению цен. Ожидание роста цен – это уже фактор роста цен. Однако, какие бы ни были факторы, но рост цен – это всегда дисбаланс между спросом и предложением. Такой дисбаланс можно устранить двумя фундаментальными путями: либо уменьшить спрос, либо увеличить предложение.
Уменьшить выплаты и зарплаты реально невозможно, так как это приведет к сопротивлению среды, которое погубит любую реформу. Но можно зафиксировать достигнутый уровень выплат и повышений, и на ближайшие несколько месяцев остановить дополнительные выплаты. Для этого надо иметь мужество говорить неприятные вещи, но в условиях предстоящих выборов на ключевые посты, государственным деятелям сейчас не до экономики. Так что первый путь – нереален.
Второй вариант – это увеличить предложение и насытить рынок. Насыщение рынка импортными товарами в краткосрочной перспективе и возможно, и необходимо. Здесь необходимо учесть, что можно и нужно предложить населению и альтернативные способы вложения денег в "товары для будущего", например, насытить рынок акциями известных предприятий или земельными участками. Здесь уже не так важно, купят их или не купят, а важно то, что мы создаем насыщение внутреннего рынка в целом. Я бы предложил в качестве срочной меры объявить о выпуске специальной правительственной бумаги "инфляция плюс 1 процент". Это гарантирует населению сохранность сбережений, что в свою очередь позволит заявить, что страна сейчас не в таком положении, когда сгорают сбережения. Это подействует отрезвляюще на ожидания населения.
Есть и другой подход. С повышением мировых цен не надо бороться, на нем надо наживаться. Действительно, когда Украина экспортирует металл, то если мировая цена на него растет – для нее это хорошо. Россия добывает нефть и на нее цена растет - для России это хорошо. Украина выращивает пшеницу и цена на нее растет - но для Украины это почему-то плохо. В такой ситуации надо адресно помогать тем, кто от этого страдает, и стимулировать производство и экспорт, чтобы продавать еще больше и еще дое. Эти способы в комплексе можно задействовать в Украине для сдерживания динамики роста цен.
РБК-Украине: Сейчас на мировом рынке наблюдается девальвация доллара относительно евро. Как этот процесс скажется на украинской экономике?
А.Р.: В таких условиях Украина должна вести свою экономическую политику с учетом мировых тенденций. Вопрос ревальвации или девальвации - это сильнодействующее средство, к которому нужно относить очень остоно. И Нацбанк это хорошо понимает.
РБК-Украина: Каким Вы видите дальнейшее развитие в Украине фондового рынка и рынка ценных бумаг?
А.Р.: На сегодня в Украине нет достаточного разнообразия финансовых инструментов для вложения денег. В Америке, например, 55 млн домохозяйств ают на бирже и на свои 20 долл. покупают акции в надежде, что они подоают. На украинском рынке нет достаточного предложения для вложения, например, тысячи долларов. Так, к банковской системе население у нас относится с большим скептицизмом и деньги продолжают накапливаться на руках. Если бы удалось расшевелить эту имеющуюся массу сбережений, то в рамках реализации больших национальных проектов мы не так уж и зависели бы от иностранных инвестиций, хватило бы внутренних. И для этого нужен настоящий фондовый рынок. Но… Закон об акционерных обществах не принят и думаю, что в обозримом будущем принят не будет. Я был руководителем группы в ВР по доработке этого закона, так что могу говорить с уверенностью. Этот законопроект рассматривался парламентом раз десять и раза три-четыре проходил, но ветировался всеми Президентами. Там есть много спорных моментов, по которым пока не удается договориться. Например, политика в отношении закрытых акционерных обществ, политика в отношении прав миноритарных акционеров, прав мажоритарных акционеров, адекватность мировым стандартам фондового рынка, нормы препятствующие рейдерству, планка кворума и т.п. По этим вопросам нет согласия ни в ВР, ни в обществе, ни среди предпринимателей. Наверное, здесь и нельзя торопиться - наша экономика адаптирована к сегодняшнему положению вещей, и если такой закон вводить, то только с большим переходным периодом.
РБК-Украина: Какие отрасли экономики выают, а какие – проают от вступления Украины в ВТО? Когда следует ожидать этого эффекта?
А.Р.: Это необходимый шаг, который надо было сделать еще 15 лет назад. От вступления в ВТО в среднесрочной перспективе лучше будет всей стране. В краткосрочной перспективе ответа нет. Напряжение будут чувствовать все отрасли экономики, но и выают в конечном счете тоже все. Главное достижение в том, что Украина теперь имеет право голоса в ВТО – а это усиленная позиция в антидемпинговых преследованиях, торговых войнах и жесткой контной борьбе.
Я вижу некоторые опасности в связи со вступлением в ВТО России. Представьте себе два сосуда, в одном из которых уровень воды выше - чтобы вы ни делали, вода все равно будет перетекать в тот сосуд, который ниже. То же происходит и в экономике. Есть украинский рынок с определенной степенью защиты от импорта, есть российский рынок с другой степенью защиты от импорта. Когда Украина стала ом ВТО, степени защиты внутренних рынков России и Украины стали разниться. Россия собирается очень жестко защищать свой рынок от импорта, а Украина - не очень. Мы уже согласились уменьшить размеры ввозных пошлин и т.д. И в таких условиях в Украину, например, пара итальянской обуви поступит с ввозной пошлиной 10 евро, а в Россию 50 евро. Я утверждаю, что нет такой силы, которая воспрепятствует контрабанде этой пары из Украины в Россию. Из-за разницы в защите внутреннего рынка может усилиться и "серый" импорт. Избежать таких последствий можно только при согласованном выравнивании степеней защиты внутренних рынков стран-соседей. Вспомним, что подобная ситуация возникла, когда в США был введен сухой закон, а в Канаде нет. На этом и выросла настоящая американская мафия, о которой после снимали фильмы. Эту мафию взрастили именно на разнице в тарифах.
РБК-Украина: Когда можно ожидать создания зоны свободной торговли Украины с ЭС? Как это скажется на украинской экономике?
А.Р.: Экономическая независимость Украины в полном понимании этого слова возможна только после решения сложнейшей задачи. Мы можем сделать от начала до конца самолет. В мире таких стран всего 5-7. Можем запустить ракету или сделать танк, построить авианосец, а это также могут только великие державы. Но Европа не ждет ни наших танков, ни самолетов – место занято. Кроме того они недостаточно высокого качества, и в настоящее время не контоспособны. Сейчас Украине нужна стратегическая определенность - в какой экономический лагерь мы будем встроены. Это может быть СНГ, Евроазиатский союз либо экономическая периферия ЕС. На что-то надо решаться. После создания зоны свободной торговли с ЕС начнется наше медленное и мучительное встраивание в экономику ЕС, которая в рыночном режиме определит структуру нашей будущей экономики. Сейчас любой продукт, который производится в мире от соленых огурцов до космических кораблей, может производиться и в Украине, но остается вопрос контоспособности. Создание ЗСТ станет механизмом, который позволит украинской экономике найти свое место. И за это место придется бороться. Но без политической воли этот процесс может продлиться десятилетия. Например, если исследования покажут что в связи с неконтоспособностью необходимо закрыть то или иное производство или отрасль, то при жесткой позиции лидеров страны на этот процесс может уйти пять лет. Но если ждать когда рынок сам вытолкнет эту отрасль, то уйдут десятилетия.
Де Голль сказал, что у лидера страны всегда есть только два варианта: предать своих избирателей или предать свою страну. Он выбирал первое. Аналогичная ситуация была в Англии, когда Маргарет Тэтчер приняла крайне непопулярное решение о закрытии неприбыльных шахт. При этом работники этих шахт были устроены на альтернативную работу, переквалифицировались, получили дополнительное образование. Но для таких реформ нужны глубокие исследования и очень мощное правительство.
РБК-Украина: Какой способ обеспечения Украины природным газом, по Вашему мнению, может быть наиболее безопасным для украинской экономики?
А.Р.: У нас есть только два варианта - газ собственной добычи и газ, полученный по трубе. Энергосбережение необходимо, но эта программа у нас по большому счету еще не начата. Похоже, что повышение цены на газ происходит слишком быстро, и, как это ни прискорбно, некоторые отрасли украинской экономики может быть так и не сумеют адаптироваться к этому.
Беседовала Наталия Шульц
Инф. rbc
agrinews.com.ua