Снижение слуха стало в последнее время распространённым диагнозом. По мнению врачей, причина кроется в нарушении так называемой «экологии быта» – мы живём слишком шумно, слишком быстро, слишком нервно… О том, что и как делается сегодня для людей со сниженным слухом, мы говорим с отоларингологом, врачом высшей категории Владимиром Александровичем Дьяковым.
— Владимир Александрович, неужели снижение слуха и вообще глухота стали массовыми диагнозами?
— Я бы не назвал это явление массовым, однако действительно, число обращений к врачам с жалобой на проблемы со звуковым восприятием имеет тенденцию к увеличению. Причём, если раньше проблема так называемой «кондуктивной тугоухости» была преимущественно связана с людьми преклонного возраста, то в последние два десятилетия ко мне на приём всё чаще приходят двадцати-тридцатилетние пациенты, а порой и вовсе дети и подростки.
— В чём же дело?
— Я выделяю несколько причин. Снижение слуха, связанное с затруднениями звукопроведения через слуховой канал, но при сохранном слуховом нерве, мы называем кондуктивным. Причиной его возникновения может стать, допустим, тяжёлый отит – воспалительное заболевание среднего уха. Это особенно часто случается как раз с детьми и упрямыми подростками, которые не любят носить шапки в холодную погоду, не умеют правильно нырять или засовывают в ушные проходы инородные тела.
Люди зрелого возраста чаще всего страдают оттого, что в глубине слуховых проходов формируются так называемые «серные пробки», который порой настолько плотно перекрывают слуховой канал, что могут привести к стопроцентной глухоте! Есть и еще несколько причин: вдённые аномалии строения уха, которые часто бывают связаны с приёмом ной женщиной небезопасных для плода медикаментов или я, травмы и так далее… Кроме того, в последние годы, к великому сожалению, мало внимания уделяется регулярной диспансеризации населения, которая прежде давала возможность на ранней стадии выявить начало многих серьёзных заболеваний, в том числе и лор-органов.
— Не все умеют общаться на языке жестов. Получается, перечисленные вами причины могут здорового по сути человека практически изолировать от окружающего мира?
— Отчасти вы правы. Хочу заметить, что при личном общении люди со сниженным слухом быстро начинают понимать «по губам», вглядываясь в артикуляцию собеседника. Мы широко продвигаем современные цифровые слуховые аппараты – сейчас они имеют настолько крошечный размер, что абсолютно незаметны окружающим, поскольку размещаются глубоко в слуховом проходе. Однако телефонное общение до недавнего времени было и вправду невозможно для большинства пациентов с кондуктивной тугоухостью. Сейчас, к счастью, и в России появился телефонный аппарат, которым могут пользоваться люди с частичной потерей слуха.
— Как же он работает?
— В целом, как и обычный домашний DECT-телефон. Выпустила эту модель компания Panasonic, и расхожее название её – Виброфон. Вибро – потому что суть работы трубки для слабослышащих состоит в вибрации особой мембраны, которая передаёт сигнал как бы вглубь черепной коробки, сразу на внутреннее ухо, минуя поражённые участки «пути». Любопытно, что этот телефон надо прикладывать не к уху, а за ухо или к лицу. Это улучшит проводимость колебаний мембраны. Первые «полевые испытания» подтвердили, что аппарат действительно открыл для слабослышащих пациентов новые коммуникативные возможности. Безусловно, это хорошо скажется на их качестве жизни, поможет преодолеть сложности в отношении с близкими людьми, повысит их безопасность на случай каких-то экстремальных ситуаций.
— В семье, где есть человек с кондуктивным ослаблением слуха, имеет смысл поставить второй, специальный телефон?
— Зачем же? Виброфон и на вид, и функционально практически ничем не отличается от обычного DECT-телефона. Им могут без проблем пользоваться все ы семьи – а это, кстати, дополнительно создаст предпосылки для психологического комфорта слабослышащего человека. Такой человек сможет почувствовать, что он ничуть не хуже остальных.
МедПортал
agrinews.com.ua