«Женщина без косметики, что еда без соли»
Платон, римский философ (254-184гг.до н.э).
Слова «косметика» и «парфюмерия» пришли к нам из далекого прошлого и ассоциируются с красотой, присущей в первую очередь женщинам, стараниями которых и появились первые косметические кремы для лица, краски для волос, бровей ресниц, ванны с лепестками роз и так далее. Первые упоминания о косметике относятся к Египту и датируются 3100- 2970гг. до н. э. Пользовались косметикой древние египтянки, гречанки, римлянки, вавилонянки. Сегодня быть красивыми и благоухать хотят, как и женщины, так и мужчины. Уже появилась косметика и для детей и домашнего уюта и для автомобилей.
Под понятием «косметика» объединяется довольно широкий спектр продукции, как гигиенической, так и декоративной, это продукция по уходу за волосами, лицом, телом.
Популярность косметики растет семимильными шагами, а вместе с ней и динамично развивается отрасль, принося миллиардные доходы. Общий объем продаж парфюмерно-косметической продукции в Украине за 2006 год превысил 2 млрд. грн.
В Украине потребители проявляют большой интерес к декоративной косметике, на втором месте средства по уходу за кожей, волосами, а менее популярны дезодоранты и депиляторы. Такие предпочтения отличают украинских потребителей от европейцев, из которых 12% предпочитают декоративную косметику, 25% - средства личной гигиены, 25% - средства по уходу за волосами, и 23% - за кожей.
Популярность косметики делает ее весьма привлекательной для подделки. Наиболее покупаемые косметические товары имеют самый высокий рейтинг фальсификации. Как в столице, так и в маленьких и больших городах Украины можно купить губную помаду, лак для ногтей или тени для глаз «известных» торговых марок стоимостью 5-10 грн. Хотя, вполне понятно, что продукция всемирно известных производителей стоит намного дое, но потребитель все же покупает и не задумывается о том, что покупает фальсификат.
Приобретая такую продукцию «по дешевке», потребитель не учитывает, что сэкономив деньги, в лучшем случае приобретет некачественную продукцию, а в худшем - подорвет здоровье, и потом заплатит за лекарства намного дое. Так, фальсификат может вызвать у здорового человека аллергию или облысение или прочие пагубные последствия. Объяснить это можно тем, что в производстве такой косметики часто используют небезопасные или просроченные ингредиенты. Подделывая продукцию «именитых» фирм, фальсификаторы зачастую добавляют в ее состав парафин, собачий жир и даже канифоль.
Фальсифицированная продукция, как правило, реализуется через мелкую розничную торговлю, сеть лотков, а также на рынках. До недавнего времени, по данным маркетингового исследования КРС, в Украине почти ина потребителей покупала парфюмерно-косметическую продукцию через мелкую розничную сеть и на рынках. Однако уже с 2004года появилась тенденция доверия к цивилизованной розничной торговле, которую предлагают супермаркеты, универсамы, универмаги, аптеки. Так, в 2005 году объем продаж через официальные точки торговли впервые превысил объем продаж на открытых рынках и составил более 54%. Эксперты объясняют такую перемену потребительских вкусов увеличением роста ритейла на 30%. На сегодня формат специализированных сетей лидирует среди каналов продаж парфюмерно-косметической продукции, и его объем равен 19%.
Тем не менее, опасность приобрести некачественную продукцию еще велика. Связано это не только с тем, что фальсификат следует за потребителем, преодолевая государственный контроль, а и с желанием самих потребителей приобретать его. По утверждению экспертов, борьба с фальсификатом прекратится тогда, когда в большинстве своем у покупателя изменится социальный статус, он уйдет от бедности, а также когда у потребителя появится понимание, что потребитель имеет, не только права, но и обязанности. Потребитель обязан знать информацию о требованиях, которые предъявляются к производству, хранению и реализации косметическо-прафюмерной продукции.
Косметические продукты, на рынке Украины не должны наносить вред здоровью человека и его жизни. Об этом говорится в законодательных документах и в актах технического регулирования Украины. В настоящее время украинское законодательство приводится в соответствие с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС в принятии и ведении международных стандартов и сертификации процедур в соответствии с международной практикой. Введение европейских директив является одним из этапов реформирования законодательства. Так, Укрметртестстандартом уже разработана редакция технического регламента подтверждения соответствия безопасности косметической продукции, которая максимально приближена к требованиям европейской директивы.
По регламенту, под косметическими продуктами следует понимать любое вещество или препарат, предназначенный для нанесения населением непосредственно на различные части тела, или зубы или слизистую оболочку рта с единой целью их очищения, придачи приятного запаха, изменения их внешности или коррекции запаха тела, или их защиты, или сохранения в хорошем состоянии.
Таким образом, в соответствии с установленными требованиями безопасность косметических продуктов на украинском рынке должна быть постоянно под контролем органов исполнительной власти. Также любое решение органов исполнительной власти по ограничению введения косметического продукта на рынок должно сопровождаться обоснованием причин недопущения продукта и доведением до сведения заинтересованных сторон с одновременным уведомлением о действиях защиты, предусмотренной законом.
На сегодня реализатору импортной или отечественной косметической продукции предъявляются жесткие требования, к которым относятся: условия содержания продукции, внешний вид, содержание этикетки, инструкции по утилизации, а также все указания, или сведения, предоставленные производителем или уполномоченным им лицом- резидентом Украины, или лицом, отвечающим за введение продукции на рынок Украины.
Особое требование применяется к маркировке парфюмерии и косметики, и это касается не только производителя, а и потребителя. Так, покупая косметическую продукцию, мы должны знать, что маркировка указывает на звание или обозначение продукции, юридический адрес производителя, название страны происхождения косметической продукции. Эти сведения могут подаваться в виде аббревиатур, при условии, что они легко могут идентифицировать производителя.
Следует обратить внимание на данные о массе или объеме. Исключением могут быть упаковки, вмещающие меньше
Важно обратить внимание на заголовок «Ингредиенты»- перечень ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в момент изготовления продукции. Следует помнить, что ингредиентами не считаются смеси, находящиеся в использованном сырье, а также дополнительные технические компоненты, используемые в подготовке, но отсутствующие в составе конечного продукта, вещества, использованные как растворители или носители парфюмерных или ароматических композиций.
Таким образом, если потребитель не найдет нужную информацию в аннотациях или на этикете, он должен не покупать такую продукцию и считать ее фальсификатом.
Еще одно важное предупреждение. При продаже духов, одеколонов и туалетной воды продавец обязан ознакомить покупателя с их запахом. А при продаже парфюмерно-косметических товаров в азольной упаковке продавец в присутствии покупателя должен проверить работу азольной головки путем нажима клапана.
Одним из важнейших для безопасности потребителя является требование использовать продукцию по назначению. Если, к примеру, потребитель пользуется шампунем для жирных волос, а у него волосы сухие или нормальные - он наносит вред своему здоровью. Распространенным нарушением часто бывает сохранение косметической продукции, когда, к примеру, не выдерживается указанная на этикетке температура хранения или термин использования (срок годности). Во всех таких или аналогичных случаях, производитель окажется всегда прав.
Анна Тихая,для E-NEWS agrinews.com.ua