На вопросы «Граней плюс» отвечает первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, фракции «Наша Украина» Анатолий Матвиенко.
— В стране изменилась политическая ситуация: смешанная система выборов заменена пропорциональной, и понятно, как она работает в центре.
А что происходит на региональном уровне?
— ая мотивация, которая привела к пропорциональной системе выборов, состояла в том, чтобы стимулировать дение новых партий. Их становление и процесс политического структурирования должны были приобрести новую динамику. В результате мы должны были получить не полипартийность, а три-пять субъектов партийной деятельности, которые бы определяли будущее украинской политики.
Скрытая позиция сводилась к тому, что коррумпированные или наину коррумпированные партийные вожди со своим ближайшим окружением стремились к абсолютной монархии в среде своих политических партий. Эти лидеры стремились к созданию некоего акционерного общества монархов, что собственно сейчас и произошло. Мы видим акционерные общества в среде всех партий и блоков, а, кроме того, видим стремление монополизировать всю страну.
Сегодня же можно говорить о том, что новый избирательный закон не только не раскрыл перспективу политического структурирования, а напрочь убил ее. Если до этого имелись хотя бы признаки политических партий, то в результате нового избирательного законодательства созданы политические холдинги во всех политических спектрах Украины. Причина этого не только в избирательном законодательстве, но его вина в этом определяющая.
Если говорить о местном, региональном уровне, то там нет политики, точнее, ее очень мало, там есть конкретика. Поэтому на местном уровне должна быть персональная ответственность, живая связь с избирателями. Основной закон определяет, что областной и районный уровни, как уровни местного самоуправления — это органы обеспечивающие, реализовывающие и защищающие совместные интересы территориальных общин. А это означает, что территориальная община имеет право на гарантированное представительство в этих органах. Именно поэтому решение о пропорциональной системе выборов в местные советы нарушает Конституцию Украины.
Например, только в одном из районов Винницкой области 16 из 25 территориальных общин не имеют своего представительства в райсоветах.
Принимая решение об изменении системы выборов, Верховная Рада бежала за политической конъюнктурой лидеров, а не партий.
Сельские, поселковые, городские головы несут персональную ответственность за свою работу, так же, как и главы государственных администраций соответствующего уровня. А органы власти, сформированные посредством такого избирательного законодательства — персонально не отвечают ни перед кем.
Таким образом, на сегодняшний день мы имеем безответственную Верховную Раду — клановую, олигархичную, технологическую. Кроме того, запущен механизм таких же настроений и аппетитов на местном уровне.
Необходимо срочно менять закон, срочно завершить политическую реформу по децентрализации власти.
Я не против партийных выборов. Но выборы в местные органы власти могут проводиться на основе, например, принципа региональных списков или избирательной системы с преференциями — права избирать своего регионального лидера в областной или районный совет. Скорее всего, это должно быть возвращение к мажоритарной системе выборов, но с усилением права политических партий выдвигать своих кандидатов, и их ответственности за ту или другу кандидатуру. Если мы этого не сделаем, то просто разрушим систему власти.
— На уровне парламента существует императивный мандат. Но на региональном уровне такого рычага нет. Какова судьба тех партий, которые не попали в Верховную Раду и представлены только в местных советах, например, блока Владимира Литвина?
— Это не является проблемой. Просто это еще одно подтверждение того, что у нас нет партий, а есть холдинги, которые выстроены по вертикали. Хотя почему не может быть партия представлена только на региональном уровне? Таких примеров в мировой практике много. Но у нас партии — вертикально организованные холдинги. И, например, если в парламенте нет В.Литвина, то значит, никто никому не платит — партия не имеет финансово-материальной основы, у инвесторов этой партии нет мотивации. Это приводит к ослаблению всей вертикали политической структуры. Необходимо также вспомнить, что в Украине нет классических партий, которые бы основывали свою деятельность на партийных взносах, действительно бы занимались проблемами региональной политики.
— Как вы думаете, в бюджет 2006 года уже не будут вноситься изменения, касающиеся финансирования политических партий?
— Думаю, что нет. Хотя мы должны были бы на это пойти, поскольку это стимулировало бы партийное структурирование. Прозрачное финансирование партий лучше, чем купля-продажа. Хотя бизнес-структуры утратили интерес к партиям, потому что, финансируя такие политические проекты как «Команда озимого поколения», «блок Литвина», ПОРА — ПРП и другие, — многие из них провалились. Они увидели, что новая власть, по сути, не стала новой и, в силу разных причин, не менее цинична, чем старая.
Валерий Зайцев, Антон Крюков, Леся Борисова
«Грани плюс»