Александр Егоров рассказал, как изменится таможня в течение следующих трех лет, и предупредил, что работать в темную импортеры больше не смогут. ...
– С 1 октября начался процесс реформирования таможни. Что должно получиться в результате?
– Мы возвращаемся к трехступенчатой структуре Гостаможслужбы (ГТС) — таможни на местах или таможенные посты, региональные таможни и центральный аппарат. Сегодня мы имеем две ступени — таможни и центральный аппарат. Хотя эта структура более примитивна, но функции контроля и координации в ней зачастую не срабатывают. Мы просто не достаем на места и теряем управленческую функцию. На первом этапе реформирования мы полностью сохраняем автономность таможен и создаем дополнительные структуры по контролю и координации, которые будут нашими ушами и глазами на местах. При этом каждая таможня сохраняет за собой оперативную и хозяйственно-финансовую деятельность, также остаются взаимоотношения с центральным аппаратом. До 1 января планируется это завершить. Потом стартует второй этап: укрупнение областных и реформирование отдельных автономных таможен в таможенные посты. Последние не должны выступать как отдельное юридическое лицо или выступать как юрлицо, но по крайней мере без этой надстройки — бухгалтерия, кадры и т.д. Начальником поста будет как минимум замначальника региональной таможни.
Кроме того, мы создаем специализированные региональные таможни — электронную таможню, которая тоже берет на себя статус региональной. Она будет по всей Украине работать по своей специфике и переходить на электронное оформление. Также создается региональная таможня по борьбе с таможенными нарушениями, которая получит, как все подобные структуры Европы, оперативный статус и право на оперативно-розыскную деятельность.
– Зачем все это понадобилось?
– Трехуровневая таможня существовала и раньше, но потом была заменена двухуровневой. Не хочу критиковать своих предшественников, но сделано это было неправильно. На днях Верховная Рада приняла Киотскую конвенцию — это мировой таможенный кодекс и стандарт. Окончательно она вступит в силу, когда ее подпишет президент. В конвенции заложены принципы, которые явно помогают субъектам, но есть и такие, которые носят ведомственный характер. Например, если мы присоединимся к конвенции, то будем иметь доступ к базе данных субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Но при этом предполагается, что субъект будет иметь большие права — в выборе таможни, декларанта, в недекларировании определенных товаров.
За три года мы должны максимально гармонизировать законодательство с этой конвенцией. На сегодня узаконен перечень документов, обязательных для таможенного оформления: он сократился на треть, введены часовые нормативы оформления товара. Осталось утвердить единый порядок таможенного оформления, чтобы он был одинаковый на всех таможнях. Это переход от единого окна к единому офису.
– Сколько стоит такая реформа? И откуда на нее выделяются деньги?
– Из бюджета мы не просим ни копейки. Могут быть незначительные затраты на дополнительное издание бланков, печатей. Мы постараемся, чтобы эта реорганизация вообще ничего не стоила — ни кадровых, ни финансовых потерь быть не должно. За исключением тех затрат, которые все равно расходуются и без реструктуризации.
– Планируется ли сокращение кадрового состава?
– Увольнения людей в связи с ликвидацией не предвидятся. По плану, те, кто работает, должны остаться работать и дальше. Просто у них будет перемещение и другие задачи. Хотя многие думают, что реорганизация затевалась с целью кадровой перетряски, но это не так.
– Известно ли уже, кто возглавит региональные таможни?
– Особых переворотов ждать не приходится. Те люди, которые сегодня работают, они будут работать. Проблемы кадровой за этим не стоит. Хотя, конечно, умные сотрудники всегда в дефиците.
– Вы информировали субъектов ВЭД о реформировании таможни?
– Даны четкие указания начальникам таможен, пресс-службам довести информацию до каждого субъекта, разъяснить, показать. Кроме того, мы будем выносить обсуждения этой темы на совещания в ассоциациях, на совете предпринимателей, вывесим информацию на нашем сайте. Весь процесс растянут на три года.
– Не все субъекты ВЭД будут в восторге от перспективы «светить» свои базы данных...
– Если у таможни будет доступ к базе данных импортера — больше ничего не надо. Но для этого субъектам надо работать честно. У нас и сейчас частично действует такая система: кто нам даст доступ к своей базе данных, тому мы либерализуем процедуру оформления. Думаете, много субъектов согласились? Из 60 тысяч согласие дали 192. А год назад таких было вообще семь! Они не хотят новых условий работы и не готовы к ним, но время заставит их на это пойти.
При этом конвенция не предусматривает однобокого предоставления дополнительных прав таможенникам. Если импортеры нам дают всю информацию, то почему мы не должны делать им уступки? Теперь компании сами борются с правонарушителями — ведь если они сами работают в белую, то не хотят, чтобы с ними конкурировали те, кто работает в черную. И сами дают информацию о тех, кто нарушает. Мы заключили договоры о доверии практически со всеми отраслями, потому что за такой системой будущее.
– За последний месяц главы ключевых госстурктур покинули свои посты. В ГТС этого не произошло. Будут ли изменения в ближайшее время?
– Я был назначен на должность указом президента, сейчас вроде бы это входит в полномочия премьер-министра. Согласно регламенту, эти приказы согласовываются и в Секретариате, и в Министерстве финансов. Даже главы создающихся региональных таможен будут назначаться или переводиться по согласованию, сам я не вправе это делать.
– Как решается проблема коррупции?
– За этот год 2 тыс. смещенных, 4 тыс. наказанных сотрудников таможни. Конечно, проблема есть, и, возможно, одна из самых серьезных. Но если обложить таможенника строгой регламентацией, то место для нарушения найти очень тяжело. При этом зарплаты на таможне довольно существенные. Средняя по системе — 3,5 тыс. грн. со всеми надбавками, премиями и с выслугой лет. У только начинающих сотрудников — это 600 грн.
Анна Ковальчук
ДЕЛО
agrinews.com.ua