25 апреля 2002 года на стол Председателя Службы безопасности Украины, генерала армии Владимира Радченко, лег рапорт подчиненного: «Прошу рассмотреть вопрос о признании меня участником боевых действий с предоставлением соответствующего удостоверения. Необходимые документы прилагаются». Рапорт подписал полковник запаса Службы безопасности Украины Владимир Литвин.
25 апреля 2002 года полковник СБУ Владимир Михайлович Литвин мог с полным правом отметить это событие и выпить «фронтовые» 100 грамм: Родина признала его боевым офицером. Но глава Администрации Президента Украины Владимир Михайлович Литвин вряд ли прикоснулся к е – как известно, он убежденный трезвенник.
Это же надо уметь! В один день успеть «повоевать» на фронте, еще за один день – оформить все надлежащие документы, проведя их через три высоких инстанции! Другим фронтовикам на это требовались долгие месяцы и годы ведомственно - бюрократической волокиты и ожиданий.
Итак, полковник запаса СБУ В.М.Литвин, по совместительству – глава президентской администрации Леонида Кучмы, с 9 по 10 января 2001-го года направился в служебную командировку в Восточную Славонию. Выполняя распоряжение Президента Украины (если верить публикуемой справке) в зоне миротворческой миссии ООН.
Правда, есть одна неувязка: в 2001-м году на территории Восточной Славонии миротворчества ООН уже три года как не было!
Еще 15 января 1998-го года в Вуковаре (Хорватия) состоялась официальная церемония подписания передачи полномочий от Временной администрации ООН хорватским властям. Что засвидетельствовало окончание выполнения международным миротворческим контингентом своей миссии в Восточной Славонии.
Не нужно ходить в атаку, не нужно проявлять мужество при патрулировании и разминировании; даже не нужно рыть окопы. Нужно быть главой Администрации Президента Кучмы, и – за тысячу километров от войны – предъявить справку, что ты был на войне один день. И за еще один день! – статус участника боевых действий тебе обеспечен.
У таких, с позволения сказать, проявлений низости, есть и правовые последствия – если определение «правовое государство» еще применимо к государству Украина.
Во-первых, получение в рекордно короткие сроки – за несколько часов! – статуса участника боевых действий, свидетельствует о возможном злоупотреблении властью и превышении служебных полномочий со стороны тогда еще главы Администрации Президента В.Литвина. А это – статья Уголовного кодекса.
Во-вторых, фальсификация исходных для получения статуса участника боевых действий документов (справка с «места боев», где и боев-то не было) – это уже подлог служебной документации. Что тоже уголовно наказуемо.
Подлог служебной документации, преследующий корыстные мотивы - это также перспективная добавка к статьям Уголовного Кодекса. «Корыстный мотив» легко обсчитать: нужно суммировать гривневый эквивалент всех льгот, полученных В.Литвиным, как участником боевых действий, с 25 апреля 2002 года по дату ждения против него уголовного дела (что было бы естественным шагом для стремящейся в Европу страны).
Остается добавить, что «проделки» со служебной документацией в воинской практике полковника В.Литвина были явлением системным, чему свидетельство – опубликованный в прессе послужной список Владимира Михайловича, отражающий его специфический кадровый офицерский рост.
Обратите внимание на интересный пробел в записях – между званиями «ст. лейтенант» и «майор» отсутствует звание «капитан»!
Послужной список свидетельствует, что так же ретиво, как и оформление документов «участника боевых действий», нынешний спикер Верховной Рады Украины получал воинские звания. В 1995 году он «пришил» к офицерскому мундиру майорские погоны, но уже через год их пришлось менять на «досрочные» подполковничьи. А еще через три - на погоны «досрочно» упали и звезды полковника. За какие такие заслуги? В нарушение всех норм, Уставов и Законов страны…
Помнится, новая власть, которую активно поддержал В.Литвин, за «досрочность» сорвала полковничьи погоны с Виктора Медведчука, также экс-главы администрации Президента Кучмы. С Литвиным случай явно тяжелее: он получил свои звезды не только «заочно-досрочно», но и перепрыгивая через звания.
Нет ли в подобных воинских метаморфозах состава преступления? Хватит ли принципиальности у Генпрокуратуры и Президента дать народу Украины ответ на этот вопрос? Или Литвину простят аферы в обмен на лояльность при комплектации будущего парламентского большинства?
Остается выразить искреннее сочувствие фронтовикам Великой Отечественной, ветеранам афганской войны и многочисленных кровопролитных конфликтов советского периода и на постсоветском пространстве – живым и мертвым героям. Чьи славные ряды пополнились новым «побратимом» - «участником боевых действий» полковником Владимиром Михайловичем Литвином.
Владимир Абросимов, специально для «УК»