Парламентские выборы в Палестинской автономии завершились почти вничью. Exit polls фиксируют незначительное отставание ХАМАС от правящей ФАТХ. Однако радикалы из ХАМАС объявили результаты сфальсифицированными и требуют себе большинство мест в парламенте.
Выборы в Палестинской автономии завершились в 7 часов вечера среды в секторе Газа и на Западном берегу Иордана и было продлены на два часа в Восточном Иерусалиме. Практически сразу после закрытия избирательных участков стали обнародоваться данные exit polls, собранные различными наблюдателями и статистическими службами. Эти подсчеты несколько различаются, но ведущие новостные агентства оперируют в основном данными палестинского университета Бир-Заит. Согласно этим exit polls, правящая ФАТХ собрала 46,4% голосов, что эквивалентно 63 мандатам в 132-местном законодательном собрании, ХАМАС получил 39,8% голосов, или 58 мест.
В четверг утром ту же послевыборную ситуацию подтвердил Седьмой канал израильского телевидения. Журналисты обнародовали предварительные неофициальные данные: у ФАТХ – 63 мандата, у ХАМАС – 58. Явка, согласно той же информации, составила 78% от 1,3 млн зарегистрированных избирателей. Наибольшая активность электората наблюдалась в секторе Газа – 82%. На Западном берегу – 74%, в Иерусалиме – всего 48%. Однако ситуация складывается таким образом, что exit polls могут уже и не сыграть никакой роли. ХАМАС решил действовать на упреждение: утром в четверг радикалы объявили, что выали большинство мест в парламенте. Это серьезная заявка на победу в выборах силовым путем.
Со скандальным заявлением от имени ХАМАС выступил один из лидеров организации – Исмаил Ханийе (он к тому же возглавляет предвыборный список ХАМАС). В интервью Reuters он объявил, что считает обнародованные данные exit polls сфабрикованными. По его словам, его группировка вела независимый подсчет голосов на выходе с избирательных участков.
Согласно этим данным, ХАМАС получила как минимум 70 мест в Газе и на Западном берегу, что эквивалентно более 50% голосов в целом по автономии. Он честно признался Reuters, что его партия намерена поставить вопрос о самостоятельном формировании правительства большинства без представителей ФАТХ и других партий. Палестинский Центризбирком пока никак не прокомментировал заявление Ханийе. ФАТХ и мелкие участники выборов взяли паузу. Все понимают, что позиция ХАМАС может взорвать ситуацию после оглашения официальных результатов.
Официальные итоги выборов, как ожидается, будут объявлены в течение четверга. Но уже сейчас очевидно, что ФАТХ утратила доминирующие позиции в управлении страной и что будущее правительство ПА будет коалиционным. Руководство ФАТХ и ХАМАС, кстати, до выборов уже объявляло, что готово рассмотреть возможность формирования правительственной коалиции, если выборы не определят явного победителя (сбудется ли это обещание в условиях, когда ХАМАС открыто идет на конфликт, неясно).
Напомним, что некоторые палестинские СМИ предполагали вплоть до завершения гонки, что ФАТХу удастся сформировать коалицию без участия ХАМАС – с так называемыми малыми партиями. Такой расклад устроил бы Запад и Израиль, которые, несмотря на отсутствие официальных итогов выборов, уже проявляют нервозность. Президент США Джордж Буш, к примеру, заявил в среду, что правительство США не будет вести переговоров с ХАМАС, если это движение не откажется от призыва к уничтожению Израиля: «Вы спрашиваете меня, как я буду вести себя с ХАМАС, если он войдет в правительство ПА.
Мой ответ будет определенным: пока эта группировка не признает право Израиля на существование, мы не будем вести с ней переговоры». И.о. премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт и вовсе объявил незадолго до обнародования результатов exit polls, что «его страна может просто не допустить ХАМАС с ее политической и идеологической программой до участия во властных структурах Палестинской автономии».
Проблема для США и Израиля состоит в том, что, игнорируя ХАМАС, этим странам придется игнорировать все палестинское правительство. Ведь ни у кого сегодня не вызывает сомнений, что представители ХАМАС не только получат многие портфели в администрации ПА, но и будут во многом определять политику автономии. Как считают аналитики, политические ориентиры ПА будут теперь определять также и малые партии, которые, согласно exit polls университета Бир-Заит, получат в парламенте 11 мест.
«Мелкие политические группы и независимые кандидаты получили шанс влиять на принятие политических решений в стране», – заявил сегодня представитель Палестинского центра политических исследований Халил Шикаки. Reuters подчеркивает, что среди независимых политиков, прошедших в парламент ПА, есть люди, категорически не поддерживающие исламистов, что увеличивает шансы ФАТХ на контроль за принятием ключевых политических решений в стране.
Глава палестинского руководства и лидер ФАТХ Махмуд Аббас тем не менее не видит причин для опасений и тем более перспективы изоляции ПА ввиду усиления позиций или политической легализации ХАМАС. Он объявил сегодня, что прошедшие выборы стали «началом новой эры», и выразил надежду, что «мировое сообщество будет содействовать возвращению к столу переговоров с Израилем».
Напомним, что завершившиеся выборы – вторые в истории Палестинской автономии и первые за последние десять лет. Их бойкотировали радикальные палестинские группировки «Исламский джихад» и «Комитеты народного сопротивления». Зато в выборах впервые за последние десять лет принимает участие радикальное движение ХАМАС. Группировка, напомним, бойкотировала парламентские выборы 1996 года и выборы главы ПА в 2005 году. За нынешними выборами следили около 900 международных наблюдателей (во главе с экс-президентом США Джимми Картером), делегированных правительственными и общественными организациями ЕС, США, России, Канады.
"Газета"
agrinews.com.ua