Как при дворе у царя: на большой пресс-конференции Путин позволил польстить себе безобидными вопросами.
Есть моменты, когда Ангела Меркель может побледнеть от зависти к президенту России Путину. Если бундесканцлера журналисты регулярно сверлят вопросами, то глава Кремля слышит больше комплиментов и просьб, чем критических замечаний.
"Как вам удается так хорошо выглядеть?" – такой вопрос задала одна российская журналистка главе государства во вторник на большой пресс-конференции в Кремле, собравшей более тысячи журналистов. Никакого я, тиков, только занятия спортом – таков был ответ президента.
Более 60 вопросов
За три с иной часа Путин ответил более чем на 60 вопросов. Большинство из них транслировались в прямом эфире по телевидению. Однако большинство реплик мало напоминало вопросы критической прессы, скорее это походило на воображаемые вопросы в анкетах, которые компании печатают в своих проспектах в целях саморекламы – в них вопросы и ответы пишутся одним и тем же лицом.
Многие вопросы явно соответствовали вкусу и любимым темам адресата. Некоторые критические моменты все же были затронуты, однако формулировки были уж очень безобидными: на пресс-шоу Путина журналисты выступают скорее суфлерами и статистами, чем контролерами власти. Такие насущные темы, как вездесущая коррупция, произвол чиновников, цензура прессы и репрессии против оппозиции практически оставались табу.
Просьба раскрыть секрет
"Вы довольны тем, чего вы достигли?" – спрашивал вместо этого один иностранный документалист. "Откройте нам секрет политического успеха", – просила молодая журналистка из Волгограда. "Когда вы приедете в Бурятию?" – это все, что интересовало журналистку из российской республики на озере Байкал, которая тут же поздравила президента с "новым годом по лунному календарю", чем заслужила бурные аплодисменты.
Столько любезности появилось не из воздуха, рассказывают посвященные: пресс-служба Путина заранее раздает журналистам вопросы и не дает подозрительным, критически настроенным журналистам слова. Многие представители прессы из провинции используют ежегодные пресс-конференции "вертикали власти", чтобы обратить внимание президента на регионы, находящиеся внизу его "пирамиды власти", например, такими вопросами: "Как вам видится людской потенциал Сибири?" или "Ваше отношение к Дальнему Востоку как стратегически важному региону не изменилось?"
Открытый и приятный
"Это скорее напоминает прием просителей у царя, чем пресс-конференцию", – язвительно заметил один иностранный корреспондент из Восточной Европы в кулуарах. "Путин говорил открыто и приятно и заботился о том, чтобы никто не скучал", – доложило тем временем верное Кремлю российское телевидение в вечерних новостях.
Пока представители прокремлевских российских СМИ активно брали слово, только горстке иностранных корреспондентов удалось задать некоторые щекотливые вопросы. Собирается ли Россия в будущем использовать свой газ и атомное оружие как средства давления, хотел узнать один французский журналист, намекая на российско-украинский газовый конфликт в начале этого года. "У нас еще достаточно атомных ракет, и мы даже увеличиваем свой арсенал", – парировал Путин с легким раздражением в голосе – и гордо сообщил о ядерных ракетах "совершенно нового типа, которые есть только у нас".
На фоне постоянной лести президент очень чувствительно реагировал на критику из-за границы. Есть "записные советологи", сказал он, которые не понимают, что происходит у нас в стране. С ними бесполезно разговаривать. Они заслуживают только одной реплики: "Тьфу!"
Путин поведал, что он не собирается по примеру закадычного друга Герхарда Шредера, который вскоре возглавит совет директоров на одном из дочерних предприятий контролируемого Кремлем концерна "Газпром", идти в экономику. Возможность работы в российском газовом гиганте он не рассматривает, сказал глава государства, которого КГБ некогда подготовил в агенты: "Ни по характеру, ни по предыдущему жизненному опыту я не чувствую себя бизнесменом".
Борис Райтшустер, "InoPressa"
agrinews.com.ua