Саддам Хусейн дал первое сенсационное интервью из багдадской тюрьмы. В нем он называет себя единственным правителем Ирака, угает поддерживать терроризм, резать языки, уши и руки и разрушить Ирак до основания. Эти высказывания наверняка усугубят положение Саддама на продолжающемся слушании его дела.
Первое некупированное обращение Саддама Хусейна к иракскому народу из тюрьмы. Как удалось договориться о беседе с экс-диктатором и последующей публикации – не вполне понятно. Впрочем, многое объясняет содержание беседы с Саддамом. Оно явно на руку Западу и иракскому трибуналу.
Первое впечатление – Хусейн сильно озлоблен, унижен, а возможно, и психически нездоров. В ходе интервью он обращает свой гнев не столько на западных оккупантов, сколько на предателей-иракцев.
С особенным презрением экс-диктатор говорит о бывшем вице-президенте Иззате Ибгариме ад-Дури, занимавшим во времена правления Саддама пост заместителя председателя Совета революционного командования Ирака и, по некоторым данным, формировавшим тайную оппозицию незадолго до свержения Саддама в апреле 2003 года. Считается, что после ареста Саддама ад-Дури руководил деятельностью иракских антиправительственных формирований. О судьбе и местонахождении ад-Дури сейчас ничего не известно.
Интервьюеры дали прослушать Саддаму фрагменты недавнего обращения Иззата Ибрагимома ад-Дури к главам арабских государств (подлинность этой пленки официально не удостоверена). В обращении содержится призыв «признать иракское сопротивление как единственного законного представителя иракского народа» и бойкотировать «нынешний режим агентов и предателей». В этом обращении, которое транслировал в этом месяце телеканал «Аль-Джазира», ад-Дури, по сути, возлагал на себя полномочия Саддама по борьбе с иностранными оккупантами. Саддам Хусейн, прослушав интервью, сказал, что ад-Дури обращался к арабским странам в качестве лидера Ирака, что недопустимо. Только он (Хусейн. – «Газета») является единственным легитимным властителем страны, и только ему позволено представлять Ирак на переговорах с другими странами и официальными лицами. Серия эмоциональных высказываний Саддама, последовавших за демонстрацией пленки, уже наводит на мысль о его умственном нездоровье.
«Мне не стыдно сказать это, но Ирак без Саддама Хусейна гроша ломаного не стоит. Следовательно, я буду счастлив, если Ирак превратится в пыль. Да здравствует Ирак – значит Да здравствует Саддам. Чего стоит Ирак без Саддама?» – говорит подследственный экс-диктатор.
В телефонном интервью «Аль-Файхаа» есть еще один важный момент, наверняка порадующий американское руководство и иракский трибунал.
Саддам признается, что «не стал в тюрьме апатичным и не ушел от политики и не оставит попыток поддерживать терроризм».
В ходе интервью «Аль-Файхаа» Хусейн признается, что использует почти каждое судебное заседание по его делу как политическую трибуну.
«Если я не говорю на суде политические речи, у меня болит сердце», – заявил Саддам.
Что касается слушаний дела Саддама и его семерых подельников – бывших коллег по кабинету и партии «Баас», то они, как считают эксперты, могут затянуться. По мнению ливанского юриста, а Комитета защиты бывшего иракского лидера Бушра Халиль, суд по делу о массовом убийстве крестьян-шиитов в деревне Ад-Дуджейль в 1982 году проходит с большими нарушениями юридических норм и полностью находится под американским контролем. «Мы находимся только в начале процесса защиты. После того как будут заслушаны показания подсудимых, предстоит еще обсудить материалы обвинения, а затем защита вызовет своих свидетелей. Все это потребует времени», – сказала Халиль.
Очередное, восемнадцатое, заседание суда над бывшим иракским лидером и его сподвижниками состоится 5 апреля.