Будущее российских шинных компаний – это производство брендованной продукции на импортном оборудовании и с использованием зарубежных технологий.
Улучшение качества продаваемых в России легковых автомобилей и рост доходов населения ведут к тому, что структура спроса на шины в нашей стране постепенно меняется. Так, в 2004 году уже почти треть продаж приходилась на покрышки зарубежного производства. Объем их официального импорта составил 20%, объем «серого» импорта оценивается в 11%. В этих условиях российские шинники пока находятся в достаточно уязвимом положении. Их продукция, вполне контоспособная по цене, в большинстве случаев проывает заграничным шинам в качестве. В этих условиях все отечественные производители понимают, что для нормального развития в будущем сегодня им необходимо сотрудничать с иностранцами. Уже появившийся опыт по налаживанию такого сотрудничества показывает, что наиболее жизнеспособными его формами могут стать либо самостоятельное производство продукции под новыми торговыми марками на импортном оборудовании и с использованием импортных технологий, либо производство в «прямом» сотрудничестве с ведущими зарубежными производителями.
Российский рынок шин для легковых автомобилей делится на три сегмента: А, В и С. Самым дорогим сегментом является сегмент А, который представлен исключительно высококачественным западным импортом (Bridgestone, Michelin, Nokian). Шины сегмента В (Cordiant, Kumho, Matador, Planet, «Кама-евро») выпускаются по аналогичным стандартам, но не под известными брендами. В сегменте С традиционно задают тон заводы, работающие по старой советской технологии. По предварительным данным, в 2004 г. в сегменте A было продано 4,8 млн шин, в сегменте B – 2,3 млн, в сегменте C – 24,1 млн. При этом, согласно прогнозам, самые высокие темпы роста в ближайшие годы будут отмечаться именно в сегменте B, который можно условно назвать сегментом для потребителей, относящихся к «среднему классу». Понятно, что доля шин зарубежных марок в этом сегменте велика – причем как в столице, так и по всей стране. «В Московском регионе ают довольно обеспеченные люди, которым по карману иностранная продукция. В регионах намечается аналогичная тенденция: импорт также востребован, но, поскольку уровень доходов ниже, выбор делается в пользу среднего между отечественной и импортной шиной – продукции, произведенной в России в кооперации с иностранными компаниями», – сказал RBC daily Игорь Сочельников, руководитель направления «отечественные шины» компании «Север-Авто-М».
Сама по себе эта кооперация – понятие растяжимое, и она может строиться на совершенно разных условиях. «Первый путь – это самостоятельное производство продукции под новыми торговыми марками на современном оборудовании с использованием передовых технологий, с высоким уровнем качества, соответствующим мировым стандартам, – комментирует RBC daily ситуацию Вадим Гуринов, генеральный директор ООО «СИБУР – Русские шины». – Второй путь – производство в сотрудничестве с иностранными компаниями (при соблюдении тех же стандартов качества при производстве). В этом случае обоюдная выгода от совместного сотрудничества очевидна. Для российских шинников это получение передовых технологий, для западных – шанс закрепиться на российском рынке. Остается лишь вопрос о том, в какой форме будет организовано это сотрудничество – либо в форме совместного предприятия, либо по схеме off-take. Однако и в том и другом случае западные компании осуществляют контроль за качеством».
Что касается сотрудничества с зарубежными производителями, то самым показательным примером здесь является компания «Амтел» – один из ведущих российских производителей шин. Летом 2003 г. холдинг подписал соглашение с финской компанией Nokian, по которому финны передавали «Амтелу» свои бренды Nordman, Design by Nokian Tyres с правом использования в российско-финском СП Amtel-Nokian Tyres. В планах совместного предприятия был выпуск до 2 млн шин в 2004 г. с дальнейшим увеличением до 5 млн в 2005 г. Реализация этих договоренностей должна была вестись на кировском и воронежском заводах «Амтела». Однако проект был свернут, как и переговоры о сотрудничестве между «Амтелом» и Goodyear, которые велись летом прошлого года и закончились ничем. По мнению экспертов, согласие между партнерами не было достигнуто из-за отсутствия отвечающего международным требованиям контроля качества на российских шинных заводах.
Однако после этого «Амтел» договорился с Bridgestone о производстве шин Fortio по схеме off-take. По сути, Fortio – это, скорее, суббренд зарубежной компании. «Ряд шин, произведенных на российских заводах с помощью зарубежных производителей, – это российские шины, и контроль качества на них российский, – говорит директор интернет-проекта Shinashop Андрей Розовский. – К тому же выпускаются они под собственными торговыми марками (Fortio, Мedeo, Nordman). Ситуация может измениться в связи со строительством заводов ведущих производителей мира на территории РФ». Самым радикальным образом качество шин «Амтела» должно повыситься после сделки по приобретению голландского производителя шин премиум-класса Vredestein Banden, которая должна завершиться на днях. «Так как собственником голландской компании будет являться холдинговая компания «Амтел», нам будут доступны ее технологические процессы, конструктивные разработки, рецептура, принципы и методы организации труда – в полном объеме, чтобы не делать дважды одну и ту же работу, – комментирует RBC daily ситуацию Юрий Рыбкин, генеральный директор шинного комплекса «Амтел-Поволжье». – Для российской шинной промышленности это вообще первый такой опыт. Как вы знаете, мы уже работали с Nokian, но при этом были абсолютно не вхожи ни в их технологию, ни в их рецептуру, ни в конструкцию». И хотя в «Амтел-Поволжье» не исключают, что на их заводе, возможно, в перспективе и будет налажено производство шин голландской марки, при этом добавляют, что основной упор все-таки будет сделан на создании и развитии собственного бренда Planet.
Андрей Сердечнов RBCdaily.
agrinews.com.ua
|
||||||
Шинники задумались о качестве
Опубликовано: 2005-03-30 19:30:47
Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.
|
Новости рубрики:
Капіталізація українських агрохолдингів частково зросла — Eavex Capital
Акції українських агрохолдингів на світових біржах пішли вниз На Львівщині побудують завод з виробництва мінеральної води В одному з регіонів вирощують печериці-гіганти Акції провідних агрохолдингів України розпочали рік зниженням В Україні відкриють нову солеварню Найбільші мережі супермаркетів України оголосили бойкот Bonduelle: в чому причина |