Комиссия МВД, проверившая печально знаменитую в/ч №3377 в Железногорске, выяснила: ядерный могильник под Красноярском охраняют «ики, больные и психически неуравновешенные» срочники. Дедовщины в части нет. Теперь спасать рядовых от деградации будут с помощью десятка психологов.
Очередная специальная комиссия из штаба Сибирского округа внутренних войск МВД России завершила проверку воинской части №3377 в Железногорске (Красноярский край). Офицеры-штабисты и следователи из Читы пробыли в части несколько дней, задавшись целью выяснить, почему в части, охраняющей комбинат ядерных отходов, так часто гибнут солдаты.
За два года здесь покончили с собой или были убиты девять военнослужащих, причем трое погибли только за последний месяц. Менее серьезные происшествия вообще учету не поддаются. Последнее ЧП, например, произошло как раз в тот день, когда приехали проверяющие: 8 августа из окна туалета второго этажа казармы «выпал» призванный из Абакана 19-летний рядовой Дмитрий Крупкин. С повреждением позвоночника он до сих пор находится в хирургическом отделении медсанчасти №51 Железногорска.
Комиссия внутренних войск МВД сделала простой вывод: самоубийства солдат и несчастные случаи были вызваны вовсе не дедовщиной, а деградацией призывников.
<1>По предварительным выводам штабистов, в цепи смертей и увечий повинно «качество призыва»: в часть набирают иков, психически неуравновешенных и других больных. Например, солдат Крупкин, выпавший из окна, числился в группе динамического наблюдения, сообщил «Газете» заместитель командира части Николай Пономарев. Таких солдат в части около 60. Им доверяют только уборку территории и запрещают носить оружие. Предполагается, что из окна Крупкин выпал либо случайно (его матери сообщили, что в час ночи в трусах он пытался сбежать из казармы на свидание к девушке), либо выбросился целенаправленно (например, из-за проблем в семье, вымогательства в части или дедовщины).
Интересно, что на сторону военных встала председатель местного комитета солдатских матерей Алла Сафонова. «Эта команда работает почти два года, – рассказала Сафонова про командование части. – Я с такой не работала уже 13 лет. Я везде «воевала», писала жалобы, находила негатив. А здесь придраться не к чему. В части №3377 дедовщины нет! С солдатами работает психолог, и с командованием у бойцов доверительные отношения. Просто призывные комиссии набирают много юношей, не годных к службе». Чтобы еще плотнее работать с новобранцами, комиссия из штаба решила в ближайшее время увеличить штат психологов до десяти человек. На это планируется выделить дополнительные средства.
Итогом проверки остался недоволен только бывший замполит части, а ныне депутат законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин, отвечающий за расследование инцидентов, связанных с военнослужащими. Во вторник он отправил очередной запрос на имя главы МВД и военного прокурора с просьбой провести дополнительное расследование всех происшествий в этой части за два последних года.
«Хватит ать в прятки! – заявил Швыткин. – Я не могу подменять собой командование полка. Приезжает комиссия, а практических результатов нет».
«Должна быть четкая профилактическая работа, ежесекундный контроль со стороны командиров. Предлагаю ввести казарменное положение в полку и рассмотреть вопрос формирования этой части на контрактной основе», – заявил он.
Жители Железногорска, которые первыми узнают о происшествиях в части №3377, уже называют ее проклятой, ведь только за последний месяц там погибли три солдата, и каждый раз дедовщины не обнаруживалось. 14 июля застрелился из табельного автомата сержант из Норильска Дмитрий Павлюнок. Следствие выяснило, что срочник с ранних лет злоупотреблял ем и у него были проблемы с психикой. 22 июля призывник из Абакана Андрей Токмашев был застрелен сослуживцем Романом Терещенко практически в упор. Солдатская «а в фотографирование» вылилась в трагедию. До дембеля Токмашеву оставалось девять месяцев. Прокуратура дила уголовное дело по ст. 349 УК РФ. Терещенко взят под стражу и сейчас находится в СИЗО. Это первый случай, когда виновник во всем признался и раскаялся. Ему грозит до пяти лет лишения свободы.
А через неделю после этого, 3 августа 2006 года, когда воинская часть должна была отмечать 53-ю годовщину, на посту тремя выстрелами в подбородок из автомата покончил с жизнью солдат-срочник из Минусинска Иван Шикарев. Произошло это через несколько минут после проверки его поста.
Уголовное дело было сначала ждено по статье «Доведение до самоубийства», но, как сообщило позднее руководство части, суицид произошел на почве личных отношений.
По предварительным данным, солдат получил письмо от девушки о том, что она выходит замуж за другого человека. Однако в части ходят слухи, что рядом с телом была найдена записка, в которой Шикарев якобы винит во всем командира роты. Расследование военной прокуратуры по факту самоубийства Шикарева еще не завершено.
Константин Кубинский «Газета»
ELCOMART Международная жизнь
agrinews.com.ua