Георгий Мирский, доктор исторических наук, профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН
Политическая ситуация в Палестине всегда считалась крайне напряженной, поэтому к парламентским выборам минувших дней было приковано внимание всей мировой общественности. Выбор палестинцев - экстремистская организация ХАМАС. Итоги парламентской кампании комментирует Георгий Мирский,доктор исторических наук, профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН
- Георгий Ильич, как можно объяснить выбор населения Палестины?
- Это означает только то, что люди проголосовали за ХАМАС не столько потому, что это самые непримиримые и стойкие борцы с сионизмом и оккупацией, сколько потому, что людям опостылел прежний режим. Это, бесс, протестное голосование. Если бы был жив Арафат, этого бы, конечно, не произошло. Выал бы ФАТХ, созданный в свое время Арафатом и державшийся исключительно на его авторитете. Теперь же ситуация кардинально противоположная. ФАТХ рассматривается большинством населения как скопище коррумпированных бюрократов. Тут надо отметить, что иностранная помощь на душу населения в Палестине больше, чем где бы то ни было в мире. Нет в мире другой такой территории, которая так поддерживалась бы другими государствами, причем помощь идет отовсюду - от арабских стран, от нефтяных государств, от Европейского Союза, от Соединенных Штатов. Но ина этих средств разворовывалась вельможами. Народ это все видел, но пока был Арафат, это как-то еще терпели. Но сейчас терпение населения достигло критической массы, люди решили, что нужно отдать свои голоса тем, кто обещает перемены. Тем более что ХАМАС, как многие другие экстремистские организации, имеет два лица: одно лицо - это террор, а другое - забота о людях. Они строят школы, больницы, создают кассы взаимопомощи, прокладывают дороги, и именно поэтому бедные люди чувствуют, что это их партия. Главная мотивация тех, кто голосовал за ХАМАС, - это не столько отношения с Израилем, сколько жажда перемен и желание создать власть с чистыми руками. Коррумпированные чиновники всем надоели.
- Каким путем будет теперь действовать ХАМАС, ведь одно дело бряцать оружием, и совсем другое - вести страну к лучшей жизни цивилизованным образом?
- На первый взгляд, это катастрофа, поскольку в нынешнем виде никто не захочет иметь с ними дело. Израиль сразу же заявил, что он отказывается вести с ними дела. Хотя, Ольмерт дословно сказал, что мы не будем иметь абсолютно никаких контактов с ХАМАСом, ' as it stands ', что дословно переводится, 'какими они сейчас остаются'. Такая оговорка может служить доказательством того, что переговоры все-таки возможны. Дело в том, что израильтяне всегда стремились за счет ХАМАСа ослабить Арафата. Террор они прекратили год назад, с тех пор взрывы, которые были - дело рук 'Исламского джихада', то есть они уже год соблюдают перемирие. Но гораздо сложнее с признанием Израиля. Эта организация откололась от палестинской фракции организации 'Братья мусульмане'. Это арабская организация, созданная в Египте, смысл которой - возвращение к исламу, ('Ислам - вот решение' - это их лозунг), и создание теократического государства. Хамасовцы всегда говорили, что борьба с Израилем - это борьба ислама с иудаизмом, и что только духовное руководство может быть в этой революционной борьбе, поэтому для них отказаться от краеугольного камня своей идеологии - это означает, что ХАМАС перестать быть ХАМАСом. Тут можно привести в пример ФАТХ. В их хартии было записано, что они не признают разделения Палестины на два государства, что только единая свободная арабская Палестина имеет право на существование. Но, в конце концов, 16 лет назад Арафат добился изменения этого устава. Арафат пытался осуществить идею создания Палестинского государства, а религиозной и социальной идеологии у него не было, поэтому ему было легче декларировать свои взгляды. В ХАМАС люди глубоко религиозные, идеологически мотивированные.
- В таком случае, с какими трудностями столкнется политическая организация ХАМАС?
- У них сейчас очень сложная ситуация: во-первых, у них нет достаточного опыта, у них нет кадров, у них нет людей. Им нужно заменить всю бюрократическую машину, начиная с таможенников и офицеров безопасности до министров. Можно было бы привлечь независимых специалистов, либо кого-то из ФАТХа. Но проблема в том, что все очень прочно завязано на Израиле. Израиль дает электричество, дает воду, решает все таможенные проблемы, проблемы перевода денег и т.д. Не желая работать с ХАМАСом, Израиль может отказаться от многих вещей, и тогда для палестинцев наступят очень тяжелые времена. В свое время между этими странами было постоянное сотрудничество спецслужб. Какие бы ни были отношения на уровне руководства, но спецслужбы все время сотрудничали, сейчас этого не будет. И для ХАМАСа, конечно, стоит вопрос: вот они взяли в свои руки страну, взяли ответственность за нее. Им нужно бороться, прежде всего, с безработицей, с тяжелым экономическим положением, поскольку именно за это голосовали люди. Но как это сделать, если государство, при помощи которого решались многие вопросы, враждебно к ним относится?
- То есть, прежде всего, необходимо сделать акцент на внутренней политике, а не на внешней?
- Да, ведь люди голосовали за то, чтобы улучшилось их положение. Но для этого нужны иностранные гранты, иностранная помощь, для этого нужны отношения с Израилем. Возможно, именно этот фактор заставит их быть умеренными. В данной ситуации сделать какие-либо прогнозы крайне сложно. Кроме того, в конце марта в Израиле выборы. И сложившаяся ситуация на руку Беньямину Нетаньяху, лидеру 'ЛИКУДа', который сейчас уже говорит, что предупреждал и говорил о том, что выход из Газы - страшное преступление. Поэтому, если на выборах победит Нетаньяху, это будет противостояние: на одной стороне баррикад 'Ликуд', на другой - ХАМАС, хуже этого ничего себе вообще невозможно представить.
- Как вы думаете, как будет складываться диалог России и Палестины? Какие позиции мы можем занять?
- В наших взаимоотношениях нет проблем, поскольку мы, в отличие от США и Европы, не объявляли ХАМАС террористической организацией. Поэтому наша позиция прогнозируема. Мы будем говорить о том, что это выбор палестинского народа, и его дело, кого он привел к власти, главное - продолжать мирный процесс.
- А можно прогнозировать действия США?
- А вот Соединенные Штаты попали в ловушку. Американцы будут стараться давить на них, в том числе, отказываясь предоставлять им помощь. С другой стороны, американцы не могут давить на Израиль, если те заявят, что не хотят иметь с новой властью дело. Израиль будет стоять на своих позициях, и у американцев не будет контраргументов.
София Пригара, Кремль
agrinews.com.ua