Для большинства наблюдателей, остается загадкой, на что же рассчитывают партии-аутсайдеры, не сходящие с дистанции и намеренные до конца потратить свои избирательные бюджеты. В свою очередь, в штабах каждой из таких политических сил уверены, что обладают неким эксклюзивным тайным оружием. Которое позволит им стать той неожиданной силой, которая 26 марта выскочит из своего 1%-го "электого гетто" и пройдет заветный барьер.
"Предпочтение" в штабах партий-аутсайдеров отдается тайным методам, вернее, - их обсуждению. Секретное оружие - вот что является основным аргументом при общении с политически неопытными, а потому - доверчивыми инвесторами. В то же время набор таких "оригинальных технологий" стандартен и переходит от аутсайдера к аутсайдеру благодаря политтехнологам, которые чувствуют себя наиболее востребованными как раз в последние полтора месяца - когда заказчик готов верить (и платить!) за все.
Оружие №1 - Наши люди.
Они сидят в "засаде", и потому никакие соцопросы не могут их выявить, но в решающий момент они скажут свое веское слово. Они выйдут из "засады", проголосуют и ударят в спину растерявшемуся противнику (под коим понимаются партии первого эшелона). "И мы победим!" - свято верят в штабах многих, прежде всего, "профильных" (экологических, ультраправых, псевдолевых, православных и т.п.) партий. Главным аргументом являются списки ов партий, входящих в блок. Посчитанные вместе с ами семей, они обычно и составляют такой резерв "невидимого фронта" в заветный 1 000 000 голосов.
Действенность подобной технологии в 1999 году проверил Евгений Марчук, негласно сообщавший, что его люди есть везде. "Комитетчики", оты и другие ы окружения г-на Марчука говорили о миллионах "законсервированных" агентов.
Этот вид "секретного оружия" обычно - удел лидеров общественных организаций, располагающих базами данных своих ов. Списки (а, точнее, количество фамилий в них) и являются предметом торга. Расчет прост: "У нас 30 тысяч человек. Они проголосуют за вас - их семьи, соответственно, тоже. Вот 150 тысяч железных голосов".
На самом же деле, сегодня в стране нет общественных организаций, которые могут стать реальными "машинами для голосования" - о своем стве в общественной организации подозревают лишь руководители организаций и десяток людей из окружения. Об этом инвестор кампании узнает из возмущенных звонков и писем в штаб, полученных в виде обратной связи после ударного директ-мейла.
Даже если организация (церковь) обладают реальными ами, эти люди уже сделали свой политический выбор. Урок, который вынесут из марта 2006 политические новички, - общественные "организации по защите интересов своих ов" не трансформируются в системы по сбору голосов.
Наиболее востребованными политическими сетями остаются: ветеранские, военные, казацкие и патриотические организации. А потому к политическим деятелям по-прежнему относят профсоюзных лидеров, казачьих генералов и церковных иерархов.
Оружие №2 - Админресурс может все
К разряду источника административного ресурса сегодня относится все - от государственных учреждений до крупных предприятий. На эти голоса рассчитывают собственники крупных предприятий, ректора вузов, внося их в виде актива в избирательные блоки.
Результаты же прошедших выборов продемонстрировали, что за редким исключением по указке сверху голосуют лишь реанимации и тюрьмы.
Оружие №3 - Ющенко вытянет всех
В рядах пропрезидентских сил все еще не могут поверить в смерть мифа о Ющенко и уверены в целебности его приезда на местные выборы и поддержке того или иного кандидата. Вера в "слово Ющенко", "верность Майдану" - смысловой тупик, в котором пребывает президентское окружение. Отдельное спасибо оппоненты г-на Ющенко могут высказать "Нашей Украине" за ролик "Не зрадь майдан!", денный иррациональной верой в неистребимость рейтинга Ющенко и его непорочность как национального мессии.
Оружие №4 - Строители пирамид
Далекие от тайн сетевого маркетинга бизнесмены уверены в возможности перенесения таковых технологий в политику, в чем их убеждают лидеры подобных "ских пирамид", получая за своих адептов не только деньги, но и места в списке. Главной проблемой таких структур остается отсутствие мотивации, а большинство принятых за деньги людей оказываются студентами и другими малосознательными элементами.
Оружие №5 - Купить голоса в ЦИК
Среди партий-аутсайдеров бытует мнение, что, создав у Президента впечатление о своей необходимости и важности для него в будущем парламенте, можно, с его санкции, в буквальном смысле прикупить голосов в ЦИК. Ряд партий с удивлением узнают, что их процент уже вовсю распродается в стенах ЦИК.
Оружие №6 - Чудесная газета
Зачем издавать газету миллионным тиражом? Необходимо сделать 10 тысяч, которые будут передаваться из рук в руки. "Нас прочитают миллионы! Они точно за нас проголосуют, потому что мы показываем проблемы, их актуальность и решение", - размышляют экономные инвесторы. В штабах партий последнего эшелона отсутствует понимание того, что вокруг - не безвоздушное пространство, и десятки тысяч газет уже бомбят избирателя аналогичной информацией.
Продолжением этой методы является замена периодического появления в прессе - одной, но мега-серьезной публикацией (расширенным интервью лидера, где он даст ответ на все вопросы, волнующие избирателя).
Оружие №7 - Вера в успех
В большинство штабов не берут в расчет цифры. Аргумент о том, что невозможно получить 5% голосов при узнаваемости партии в 2%, считается работой контов внутри штаба.
"Если верить в успех - он непременно настанет", - утка не только для людей, вовлеченных в кампанию, но и самих кандидатов. Книжки из серии "Как продать 1,5 миллиарда зубных щеток и стать миллионером" являются настольными в каждом штабе партии-аутсайдера. Поэтому каждое заседание штаба начинается не с формулировки цели - набрать 3%, а как не позволить украсть "наши 20%". После прений участники заседания делают скидку - и соглашаются на то, что 10% с них спишут, но оставшиеся 10% являются минимальной целью. Отсюда и значение 2 часов утренних заклинаний в виде совещаний.
Оружие№8 - Мы победим потому что они - тля
Характерно практически для всех штабов. Обыкновенный диалог в штабе:
А - У нас падение рейтинга.
Б - Ничего, люди в нас верят!
А - Стабильное падение, нас сделают..
Б - У нас есть на них досье!
А - Но мы не успеем об этом рассказать...
Б - Мы все равно победим. Вы посмотрите на их название!
Оружие №9 - НЛП
Нейро-лингвистическое программирование - товар, приносимый в штабы, прежде всего, рекламными агентствами. Они не только не собираются вступать в контакт с избирателями, или вникать в его ожидания. Заказчика они находят в ночном клубе, где, импозантно развалясь в кресле, вещают ему об ужасных технологиях телезомбирования. Заказчику это подходит - не надо лазить по грязным дорогам, ездить на встречи с людьми, которые чего-то хотят. Все просто - ход кампании сводится к обсуждению содержания базового телевизионного ролика. Все красиво - прямо из студии, без твоего участия, волшебники с видеокамерой и гримером все сделают.
Оружие №10 - Правильная социология
Недоверие к социологии, активно взращиваемое ведущими отечественными интернет-ресурсами, заставляет партии самим садиться за этой нелегкий труд. Кроме выстраивания полевой части на базе своей партийной структуры, важным является содержание вопросника. Над ним активно работают не только все ы штаба, но и кандидаты, а также инвестор кампании. Такая социология, сделанная своими руками, уже не вызывает сомнений. А процент позитивных ответов, на вопрос: "Поддерживаете ли вы самую лучшую, самую честную политическую силу - Блок ..." - редко оказывается ниже ожидаемого.
Руслан Павленко, Новый понедельник
agrinews.com.ua