Разговор с представителем Комитета избирателей Украины Александром Черненко.
Блок "Не так!" возмущен политической рекламой блоков "Наша Украина" и " Пора-ПРП". Они считают, что НУ, например, использует политические ролики как способ агитации не только "за", но и "против". Кроме того, "Не так!" считает, что они нарушают права и свободы людей и содержат клевету относительно оппонентов. Речь идет, в частности, о выражении из телеролика "Нашей Украины", в котором сказано, что бандиты возвращаются. С вопросами, насколько законной есть агитация "против", так называемая антиреклама, и какие пиар-нарушения случаются, "Прогресс" обратился к пресс-секретарю Комитета избирателей Украины Александру Черненко.
– Господин Александр, чаще всего антирекламой нынешней власти пользуется блок "Не так!"...
– Понятие "политической рекламы", согласно закону, содержит не только призыв голосовать за какую-то политическую силу, но и призывает к тому, лишь бы не поддерживать другой партии или блока. Вместе с тем закон запрещает призывы к бойкоту выборов, так как это тянет за собой административную ответственность, а также разжигание межнациональной, межрелигиозной, межрасовой вражды. Конечно, политическая реклама не должны распространять неправдивую информацию, но сама агитация предусматривает "против".
– Уже несколько дней страна видит новый ролик блока "За союз". Весьма уже тот помаранчевый зайчик, которому снимают штаны и лупцуют, напоминает нашего Президента. Не есть ли такая реклама оскорблением чести и достоинства и имеет ли она право быть в эфире? Кстати, как-то Владимир Путин уже узнал себя в герое фильма "Гарри Поттер". Тогда судебные иски от лица русского президента были безуспешными.
– Определить, есть ли эта реклама нарушением чести и достоинства какого-то определенного лица, может только суд. Итак мы в этом случае можем лишь подавать соответствующие жалобы в ЦИК, что и делаем. ЦИК устанавливает, насколько законной есть эта реклама. Избирательная комиссия по этому поводу может утвердить свое решение, которое потом можно обжаловать в суде. ЦИК может и самостоятельно направить иск против суда против таких роликов. Тем не менее по опыту знаю, что были вещи и намного худшие, которые разжигали вражду, тем не менее вследствие юридических тонкостей ничего доказать так и не удалось.
– В разгар избирательной агитации много нарушений фиксируете?
- Да. Особенно много выливается сейчас "черного" пиара, неправдивой информации. Сейчас сезон фальшивок, которые выпускают от лица контов. Количество их зашкаливает, а направлены они против многих партий и блоков. Порой, как не парадоксально, такую агитацию делают сами партии и блоки тайно против себя, чтобы потом предъявить обвинение в этом контам. Примеров не хочу приводить, лишь бы не акцентировать свое внимание на какой-то политической силе или на какой-то фальшивой газете, тем не менее хочу подчеркнуть: происходит это массово. Особенно распространено это в борьбе за местные органы власти.
– Как Вы реагируете на проявления "черного" пиара?
– На такие проявления должны реагировать прежде всего органы милиции и сами субъекты избирательного процесса. Мы можем к этому их только призвать. Составляем соответствующие отчеты, которые публикуем на своем сайте и подаем в ЦИК. Проводим пресс-конференции, где сообщаем СМИ о таких нарушениях. Тем не менее работу субъектов избирательного права мы не будем выполнять. Бороться с этим они должны самостоятельно.
Дзвенислава Джмиль, Поступ