Переход Украины к парламентско-президентской республике происходит довольно странно. Украинские избиратели охотнее голосуют за личности, а не за партии. «Дыры» в конституционной реформе и «дееспособность» Верховной Рады вызывают опасение паралича власти после получения парламентом дополнительных полномочий.
Более ины (57%) опрошенных россиян убеждены, что современной России необходим сильный и властный руководитель. Согласно февральскому исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), идею о необходимости «сильной руки» разделяют от 53% молодежи 18-24 лет (!) и до 63% респондентов в возрасте старше 60 лет. 16% участников опроса полагают, что в нынешней ситуации нужно сосредоточить всю полноту власти в одних руках. Недопустимой ни при каких обстоятельствах считают концентрацию власти только 20% опрошенных. По данным
ВЦИОМ, список наиболее успешных руководителей страны с большим отрывом возглавляет действующий президент Владимир Путин (38%).
По данным украинских социологов, мнение большинства россиян в значительной степени созвучно настроениям украинцев. Еще в рамках организованного администрацией президента Леонида Кучмы так называемого всенародного обсуждения проекта политической реформы опрашиваемые Киевским международным институтом социологии (КМИС) граждане поддерживали в первую очередь возможности президента сильно влиять на политическую жизнь страны. В частности - предоставление ему права распускать нижнюю палату парламента в случае, если она в течение двух месяцев не сформирует правительство или в течение месяца не создаст «постоянно действующее парламентское большинство». А также - сохранение за президентом права принимать решение об отставке тех ов правительства, которых он же и назначил. (Опрос проводился Киевским международным институтом социологии с 15 по 22 мая 2003 г. Опрошено 2018 респондентов в возрасте от 18 лет.). Оба этих тезиса нашли свое отражение в нынешней версии реализуемой в Украине конституционной реформы. Как показали социологические опросы накануне президентских выборов 2004 г., ностальгию по «сильной руке», способной «навести порядок», по-прежнему испытывает более ины украинцев - правда, в отличие от россиян это преимущественно представители старшего поколения.
Высокая степень персонализации украинской политики накладывает отпечаток и на нынешнюю парламентскую кампанию. Хотя выборы впервые проводятся сугубо по партийным спискам, успешными брендами сегодня являются не столько партийные ярлыки или программы, сколько лидеры. Это, кстати, общеевропейская тенденция. С другой стороны, о неполной, мягко говоря, готовности Украины к смене модели власти свидетельствует не только недовольство избирателей ликвидацией депутатов-мажоритарщиков. Качество юридического обеспечения политреформы тоже оставляет желать лучшего. К примеру, по словам представителя Президента Украины в Конституционном суде, экс-заместителя главы КСУ Владимира Шаповала, после принятия Верховной Радой 10 января постановления об отставке Кабинета министров государство оказалось в «конституционной дыре»: старый механизм формирования правительства с
1 января сего года уже не действует, новый же может быть запущен только после выборов-2006. В результате снижен «уровень легитимности» Кабинета Юрия Еханурова, что, в свою очередь, не может не сказываться на эффективности его деятельности, в том числе и внешнеэкономической. Кто будет всерьез вести переговоры с «наину отставленными» министрами...
Вывод напрашивается сам собой. Если после 26 марта парламентско-президентская республика в Украине окажется, как когда-то в Германии, недееспособной, «Веймарской», то в стране создадутся все условия для отката к режиму «управляемой демократии». Был бы вождь. Массы готовы.
Марьяна Олейник, Экономические известия
agrinews.com.ua