Парламентская кампания подходит к своему логическому завершению, и некоторые ее итоги можно подвести уже сегодня. Большинство фаворитов выборов построили свою агитацию на ключевых персонах партий и блоков, что несколько нивелирует саму идею перехода к пропорциональной системе формирования законодательного органа. И американское правило «политик должен пожать ежедневно 500 рук» в предвыборной Украине используется очень активно.
Любопытно отметить, что многие политики впервые попробовали себя в непосредственном общении с будущими избирателями. В этом амплуа отличился лидер «регионалов». Виктор Янукович (особенно после его фактической реабилитации властью в сентябре 2005 года) с заметным удовольствием бороздил просторы «бело-голубых» регионов. Нет, нет, не рядов вверенной его попечению реальными хозяевами Донбасса Партии регионов, а областей, во время президентской кампании 2004 года поддержавших его кандидатуру. Видимо по совету технологов, Виктор Федорович приился к посещению продовольственных рынков, где и совмещал приятное с полезным – дегустирование даров местного агропромышленного комплекса с общением с благодарными местными жителями. Внимательно внимая жалобам на действия «оранжевой» власти, лидер Партии регионов отвечал все больше хорошо заученными фразами, похоже, обкатанными на фокус-группах, иногда оборачивался к помощнику с указанием записать данные. Высокая фигура Виктора Януковича была если не немым, то не очень разговорчивым укором ошибкам и промахам власти.
Естественно, оппонентам «регионалов» из главной «оранжевой» политической силы «Наша Украина» пришлось избрать другую тактику. Они предпочитают высаживать десанты в областных центрах, когда, пользуясь выходными днями, о своей партийности вспоминают ы кабинета Юрия Еханурова, к которым в последнее время подключился и сам премьер. «Нашеукраинцам» довольно неплохо (видимо, сказывается опыт пребывания в оппозиции) удается убеждать будущих избирателей в том, что раньше и а была позабористей, и жизнь похуже. Вот только представители новой власти предпочитают рынки и продовольственные магазины обходить стороной – дабы непосредственно не сталкиваться с ценами на основные продукты питания.
Еще один признанный специалист по политическим монологам – лидер БЮТ. Отдадим должное Юлии Владимировне – всю тяжесть агитационной кампании своего блока, связанной с непосредственным передвижением по стране, она несет на хрупких плечах. Правда, внимание на себя обращает другое – леди Ю предпочитает пламенные речи задушевному общению с избирателями. Видимо, это следствие чрезвычайно насыщенной и пышущей индивидуализмом кампании – Тимошенко переезжает с митинга на митинг, пулеметной очередью выстреливает отработанный набор тезисов и, не дожидаясь внятной реакции слушателей, отправляется дальше. Получается довольно эффектно, но не всегда эффективно, ведь постоянно эксплуатировать тему прогнившего президентского окружения невозможно.
Куда интереснее тактика общения с народом у Владимира Литвина. Спикер, которого на заре ой карьеры журналисты и эксперты без стеснения называли «книжным червем», зацикленным на научной литературе, как и большинство действующих украинских политиков, родился в селе. В отличие от многих из них Литвин не только не потерял контакты с малой родиной, но и не разучился слушать. Те, кто наблюдал общение Владимира Михайловича с будущими избирателями, отмечают интересную особенность. Он предпочитает дать собеседникам выговориться, порой даже выкричаться, после чего переходит к конструктивному диалогу. Неслучайно во время подведения итогов работы правительства в 2005 году спикер отметил, что на уровне ниже областного контакта между властью и народом не наблюдается, а каждый приезжий представитель власти получает вместо приветствия внушительную порцию народного стона. Литвину приходится не уходить от дискуссии, а вести диалог, порой принимая на себя удар за чужие ошибки. При этом ему удается в позитивной тональности дискутировать с избирателями как на западе, так и на востоке страны, что под силу немногим отечественным политикам.
Справедливо будет провести аналогию между лидером Народного блока и народниками образца девятнадцатого века. Тогдашние разночинцы видели возможность эффективной борьбы с самодержавием в том, чтобы нести в народ элементарные знания, добиваясь распространения революционных идей через просвещение. Конечно, перед Владимиром Литвином сегодня такие задачи не стоят. Ему, как оказалось, достаточно говорить с согражданами на понятном им языке, не пытаясь давить авторитетом признанного политического лидера. Любопытно, что в общении с местным активом спикер традиционно занимает более наступательную позицию, предлагая слушателям несколько новых, актуальных, преимущественно политических тем. Зато среди простого народа Владимир Михайлович словно забывает о своем амплуа политического и футбольного нападающего. Он превращается в защитника народных интересов, способного предложить не рыбу, но удочку для обеспечения пропитания.
Литвин, исколесив с начала 2006 года большую часть страны, фактически провел необходимый ликбез на тему предстоящих выборов. Он, как говорят военные моряки, «показал флаг» законодательного органа, остающегося наиболее эффективной дискуссионной площадкой в стране. Спикер не прикрывается авторитетом Верховной Рады, а своими действиями добавляет ей очки, наполняя реальным смыслом встушую 1 января в силу политическую реформу. Видимо, это и есть его основной вклад в обеспечение прозрачности и открытости избирательной кампании.
Николай Слободской, Dailyua