Не открою большой тайны, если скажу, что реклама раздражает телезрителей (большей частью), политическая реклама - раздражает абсолютно. Тем не менее ради справедливости, следует указать, что иногда (очень иногда!) бывают довольно талантливые рекламные ролики, в том числе и политические.
Ныне на наших экранах наблюдается такой себе рекламно-политический фестиваль на все вкусы. Субъекты избирательного процесса, как официозно называет их комиссия господина Давидовича, демонстрируют разнообразные стили и жанры, к сожалению, скучные также.
Вот партия лидера социологических рейтингов (Партии регионов) работает в социально жалостливом амплуа, которое до боли напоминает некоторых завсегдатаев киевского метро с их непременным текстом: «Граждане пассажиры! Мы сами не местные...» То молодой человек пролетарского вида грустно и даже тоскливо рассказывает, что его жизнь становится все более хуже, дескать, зарплаты уменьшаются, а цены увеличиваются, то пристойно одетый пенсионер жалуется, что инфляция все, ну прочь все съедает, а дама постбальзаковского возраста ропщет на хаос и анархию в государстве. После этого потока тоски за кадром звучит скорбящий и сдержанный негодованием девичий голос: «Сколько еще можно это терпеть?» И вдруг появляется Сам, как «мессия», как носитель света и добра. Он кротко улыбается, «крестный отец», благодетель большой округи, который всех осчастливит, возможно, и тебя лично. Весь в солнечных лучах, он не идет, а мистически плывет навстречу людям, и невозможное становится возможным. Наиболее умственно ограниченным реклама объясняет: «Улучшение вашей жизни уже сегодня!» Это ужасно напоминает всяческих «народных целительниц», которые уверенно утверждают: вылечат прочь все - от «порчи» до болезни Альйцмера, от диареи до СПИДа. Вы, главное, не сомневайтесь и готовьте «бабки». Время от времени в этой рекламе выскакивает «угнетенный русский язык», вечная дешево-газовая дружба с восточным соседом, райский ЕЭП с Россией, Казахстаном и Лукашенко, проклятия в адрес дьявольского НАТО.
Но, кроме «железобетонного» собственного электората, остальные телезрители как-то не очень способныприпомнить позапрошлогодний «финансово-потребительский рай» и не весьма ощущается такой уже нынешний «ад». Хотя проблемы, ясная вещь, есть. Однако когда их рисуют трагическими рембрандтовскими красками, это подает какой-то смешной эффект. Да и инфляция, которая якобы съедает прочь все, в Украине в течение 2005 года была на равне 10,3%. В Российской Федерации в прошлом году этот показатель составлял 10,8%, что русской экономической общественностью почти единодушно было признано непересекающимся успехом команды Грефа и Кудрина.
А учитывая испытание, которые на протяжении последнего года пришлось пережить украинской экономике и к которым новейшие «борцы за правду и социальную справедливость» также прибавили свои ручки, есть смысл испытывать удивление, что страна вполне достойно держится, демонстрируя значительный запас прочности, экономической и политической выносливости. Кстати, одним из наиболее наглядных доказательств этого есть абсолютный демократический «беспредел» оппозиции на наших телеэкранах, которые ужасает московских коллег, в частности Матвея Ганопольского, который недавно на «5 канале» согласился с тезисом Данила Яневского об «разнузданной украинской демократии», которую не каждое государство может себе разрешить. Собственно эту мысль несколько месяцев назад озвучил Алексей Митрофанов, заместитель несравненного Владимира Вольфовича по ЛДПР: «Да, Украина - не Россия. Они там, на своём Майдане, три недели простояли и ни одной потасовки не было, а если бы такое у нас на Красной площади, то не успевали бы труппы вывозить». Но законы жанра требуют, поэтому в рекламе наибольшего «благодетеля» украинского народа настырно навязывается даже не мысль, не рациональный вывод, а расположение духа, первичная эмоция: «Все плохо, очень плохо и еще хуже», но все может немедленно измениться к лучшему, если проголосуете, сами дойтесь, за кого.
Относительно социальных обещаний, нужно сказать, что даже во времена «большой пролетарской культурной революции» в Китае к ним относились ответственнее. Вспомним знаменитый лозунг большого вождя: «10 лет настойчивой работы - 10 тысяч лет счастья». А здесь без всяких 10 лет - все и немедленно.
Реклама «Нашей Украины» и НСНУ назойливо, хотя и без особого успеха, старается возродить дух Майдана, его ику и пафос. Хотя некоторые лозунги звучат по меньшей мере удивительно, в частности и «Не предай Майдан!», больше всего после пакта В. Ющенко- В. Янукович, когда «Бандитам - тюрьмы!» как-то непринужденно изменилось на «Бандитам - Рады!» (о чем свидетельствуют заявления шефа МВД Ю. Луценко об экзотически-криминальном составе избирательных списков многих партий и блоков, не говоря уже о досадно известной всеобщей неприкосновенности депутатов). Рекламные ролики «Нашей Украины» направлены на восстановление эмоционального состояния Майдана, но не несут новой информации и актуальных лозунгов. Это стиль политического «ностальжи». Трудно сказать, каким есть его мобилизующий потенциал. Хотя наилучшим пиаром для «Нашей Украины» было бы простое выполнение обещанного на Майдане. Тогда реклама не понадобилась бы как такая. А так приходится делать попытки вторично войти в ту же самую реку, о невозможности чего твердили еще классики античной философии. НСНУ находится в наиболее невыгодном пропагандистском положении, так как является партией власти, от которой, в отличие от всех других, требуют конкретного результата и не забывают сопоставить намерения с делами.
Некоторые фигуранты избирательного процесса полагаются на героику работы, используя знакомые людям старших поколений образцы советской агитации на манер «Забота партии о благе народа». Например, ролики партии Укрзализныци «Воздение». Массивы жилых домов, транспортные магистрали, необозримые поля широкополые - ну чисто тебе первые минуты советской телепрограммы «Время». А что? Может, кто-то и ощутит симпатию к «крепким хозяйственникам», которые строят, строят, строят, работают, работают, работают... Вне всякой политики.
Очень привели в удивление коммунисты, которые вдруг стали правдивыми неформалами в пропаганде. Чего достойно лишь новолуние из их ролика: он поднимает штангу в окружении полуодетых красавиц, которые раньше в коммунистическом агитпропе выполняли функцию символа разбалованного буржуазного общества («Продажная девка империализма!»), и призыв к трудящимся масс: «Голосуй за коммунистов - это круто!» Это настоящий революционный переворот в коммунистической эстетике и стилистике, однако очень напоминает юмористически-эстрадных «новых русских бабушек», которые общаются исключительно молодежным сленгом - весьма смешно выходит. А еще это напоминает образ Леонида Кучмы на выборах 1999 года в главном уборе из пера, то ли панка то ли индейского вождя. Тогда это ему помогло. Поможет ли ныне коммунистам? Интересно было бы увидеть Петра Симоненко с имиджем хиппи. На этом основе неожиданно интересным оказался пропагандистский фильм избирательного блока Костенко- Плюща, премьера которого состоялась 15 февраля на канале УТ 1 . Фильм оказал впечатление информационно насыщенного, такого, что знакомит зрителей с историей Украинской народной партии (бывшего Руха), с которой связано становление государственности Украины да и деятельность многих ярких личностей украинского политикума, где настоящих лидеров на массу не так уже и много.
Положительное впечатление производит и ролик Блока «Евгений Марчук - Единство». Лидер блока общается с избирателями как с интеллектуально равными себе людьми, который удобно отличает его от тех, кто относится к электорату как к плебсу, примитивным существам, способным проглотить любое пропагандистское кушанье. Поэтому слушать Е. Марчука интересно, и не нужно постороннему подсказывать, что перед нами - умный человек, который уважает свою аудиторию и не нуждается в никаких пиар-трюках, которых, к сожалению, так много на украинском телеэкране.
Что же, к политическому финишу ( нового ли старта?) осталось меньше двух недель. Так что ждем на новые эстетические и пропагандистские открытия.
КСТАТИ
Почти 60% граждан уверены, что политическая реклама совсем не повлияла или скорее не повлияла на их выбор. Что такое влияние существовало, признают лишь 18% граждан. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса Института социальной и политической психологии АПН Украины, проведенного 1-5 марта. Опрос охватил 2,3 тысячи респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины.
По данным еще одного опроса, проведенного приблизительно в то самое время Украинским институтом социальных исследований и Центром «Социальный мониторинг», рекламу участников парламентской кампании видело подавляющее большинство избирателей - 98% опрошенных. Из них 21% заявили, что им не нравится ни одна реклама. Всего опросили 1965 респондентов в возрасте от 18 лет.
Игорь Лосев, ДЕНЬ
agrinews.com.ua