Николай Томенко, один из лидеров "Блока Юлии Тимошенко", категорически против "коалиции четырех" с участием Партии Регионов. По его словам, БЮТ и социалисты предлагают "Нашей Украине" долгосрочное сотрудничество, а Партии Регионов отводят роль оппозиции, в европейском ее понимании. Об этом он рассказал в интервью "Росбалту".
- Чем объясняется тишина, которая воцарилась сейчас в украинском политикуме? Она скрывает кулуарный дележ должностей и полномочий?
- Сейчас мы ведем дискуссию относительно программных принципов формирования коалиции, и на данном этапе все идет успешно.
После объявления результатов выборов все политические команды, которые победили, начинают формировать правительство. По нашему глубокому убеждению, исключительное право на формирование правительства имела бы Партия Регионов, если бы она не сказала, что выжидает и будет смотреть, как три другие политических силы - БЮТ, НСНУ и СПУ - завершат коалиционное строительство.
По результатам выборов БЮТ имеет полное право формировать правительство, и поэтому возникли проблемы, когда президент поручил делать это премьер-министру. Если мы говорим об опыте других стран, в частности Италии, то вообще после выборов правительство должно было бы не ожидать слов от Верховной Рады, а просто сказать, что оно слагает свои полномочия. К сожалению, мы пошли более длинным путем, но наша команда настаивает на том порядке, который существует во всем мире. Провозглашается создание коалиции; коалиция определяет программу деятельности правительства, над которой мы сейчас работаем. Там, кстати, и место оппозиции во власти очень четко определено.
Мы видим место Партии Регионов в Верховной Раде в системе контролирующих органов, что будет давать им возможность влиять на ситуацию в местном самоуправлении. Создавая демократическую коалицию по таким принципам, мы помогаем Партии Регионов уже сегодня. Мы озвучили "меню" для оппозиции, оно может иметь определенные нюансы, будет ли это бюджетный комитет или Счетная палата, то есть, чтобы оппозиция могла контролировать финансовые потоки государства, формирование расходов в бюджете. Также оппозиция имеет право контролировать действия правоохранительных органов, потому в комитете по правоохранительным вопросам должен обязательно быть представитель от оппозиции. Мы также отмечаем необходимость включения ов оппозиции в комитет по вопросам СМИ и охраны прав человека. Мы сейчас думаем над тем, чтобы ввести в Верховной Раде должности первых заместителей, на которые назначались бы представители оппозиции.
Что касается исполнительной власти, то это какое-то украинское изобретение. Я не знаю ни одной страны в мире, где бы оппозиция имела своих министров. Создавать оппозицию в правительстве - это не правильно по определению, потому что правительство должна формировать одна команда, и она должна выполнять правительственную программу. Тем более, что осенью мы окажемся в сверхтревожной экономической ситуации, а допустить приход в правительство оппозиционных и не оппозиционных людей - это значит сломать политическую ситуацию в стране в целом.
- Если будет создана "оранжевая" коалиция, и представитель БЮТ будет премьер-министром, согласится ли в таком случае ваш блок отдать должность главы Верховной Рады "Нашей Украине", то есть - распределить сферы влияния?
- Всё зависит от того, что изберет приоритетным "Наша Украина" - активную деятельность в правительстве или активную деятельность в парламенте. Мы готовы к дискуссии. Если возникнет угающая ситуация для коалиции, то, я думаю, что и БЮТ, и социалисты будут готовы пойти на уступки "Нашей Украине", чтобы она заявила о своем желании работать в таком формате. Тяжело сейчас сказать что-то конкретное о должностях, это предмет дискуссии, пока еще мы не подошли к дискуссиям относительно кадровых вопросов.
Концепция переходного правительства - когда "Наша Украина" не идет в правительство, а работает лишь в Верховной Раде, - по моему мнению, является несправедливой и нечестной. Это, прежде всего, концепция бизнес-окружения "Нашей Украины", которое считает, что если уже произошло так, что "оранжевые" избиратели проголосовали больше всего за БЮТ, то нужно дать Юлии Тимошенко полгода срока, чтобы навсегда убрать ее с политической арены. Мы понимаем коалицию как общую солидарную ответственность, и в "Нашей Украине", и в социалистах мы видим партнеров, которые не будут с нами конкурировать, а с которыми мы будем принимать общие решения.
Такая концепция, когда одна политическая сила из коалиции будет работать в правительстве, а другая будет мешать ей в парламенте, - порочна для Украины. Нам достаточно "Партии Регионов" вместе с коммунистами, которая не будет давать нормально работать правительственным чиновникам.
- Когда, по мнению БЮТ, следует начать работу новому парламенту?
- Мы за то, чтобы как можно быстрее начать работу. Мы не будем откладывать начало заседания - это может быть и 15-16-го, как говорит Мороз. Сам факт начала работы Верховной Рады ускорит создание коалиции, иначе мы будем выглядеть смешно, когда, придя в парламент, мы еще 30 дней будем обсуждать создание коалиции, долго голосовать за председателя Верховной Рады и т.д.
- Получила ли Юлия Тимошенко ответ от президента на просьбу прояснить ситуацию относительно создания коалиции?
- Не получила, поскольку президент за рубежом, но мы работаем со специалистами из "Нашей Украины". Для нас чрезвычайно важно, чтобы и президент включился в эту работу по одной простой причине - потому что "Наша Украина" не выходит на единственное консенсусное решение. Это связано с тем, что в "Нашей Украине" есть как минимум три сегмента, которые по-разному видят коалицию. Есть сторонники дистанцирования от правительства; есть те, кто соглашаются на премьерство Тимошенко, но в концепции временного переходного правительства; и большая часть, которая поддержала нашу инициативу в формате пятилетнего сотрудничества.
Все документы, над которыми мы сегодня работаем - коалиционное соглашение, взаимные обязательства, программа деятельности правительства - расписываются на 5 лет. Этот подход исповедует БЮТ и социалисты, и это снимает много эмоциональных моментов, связанных с будущей президентской кампанией.
Есть еще один небольшой сегмент в "Нашей Украине" - это советники президента, ы президиума партии, которые заявляют, что нужно как можно быстрее формировать "коалицию четырех". Эти заявления смешны, потому что если там будет Партия Регионов, нас не нужно туда засчитывать, мы туда не попадем. Для нас важно, чтобы президент расставил точки над "?" и определил четкую позицию "Нашей Украины".
- Почему до сих пор нет регламента и программы коалиции? Есть существенные разногласия в позициях НСНУ, БЮТ и СПУ?
- Существенных разногласий у нас нет. У нас есть дискуссии тактического характера: должны ли быть в этом документе абсолютные цифры, могут ли абсолютные цифры быть предметом деятельности правительства, за которое будем голосовать... Нам бы не хотелось обращаться к абсолютным цифрам, потому что прогнозировать на пять лет инфляцию и ВВП - очень непросто. Это не стратегические, а тактические расхождения, просто рабочей группе нужно еще время, чтобы согласовать эти документы.
- Сколько времени?
- Я думаю, до официального открытия Верховной Рады. Было бы правильно, чтобы мы 17 или 23 мая пришли в парламент уже с согласованными документами. Тогда это будет выглядеть так: серьезная официальная команда пришла со всеми документами, чтобы принять решение.
РОСБАЛТ
agrinews.com.ua