Несмотря на явную неудачу Украины в борьбе за прямые поставки и низкую стоимость туркменского газа, официальные лица излучают уверенность в том, что до конца года стоимость «голубого топлива» не изменится, а дальнейший ее рост будет умеренным. Такой оптимизм зиждется на хлипких результатах предварительных переговоров с правительством РФ и «Газпрома», которые предполагают внедрить компенсаторные механизмы в рамках интенсификации макроэкономического сотрудничества России и Украины.
После подписания российско-туркменского газового соглашения, предусматривающего монополию РФ на закупки туркменского газа в обмен на его удоание до $100/тыс. м3, быстро распространились экспертные оценки последствий для Украины. Предполагалось, что уже с 1 октября газ может подоать до $140/тыс. м3, а с 1 января 2007 г. – до $180 и выше.
После этих событий Киев попытался в срочном порядке сохранить статус-кво в отношении ценовой политики «Газпрома» для Украины, которая была бы достаточно благоприятна для украинской экономики. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко не отказывается от своих прогнозов на счет того, что в 2007 г. цена тысячи кубометров газа будет меньше заложенных первым вице-премьером Николаем Азаровым в бюджет «оптимистичных» $135 при стабильности поставок и стоимости до конца года.
В то же время российская сторона традиционно не подтверждает, но и не опровергает конкретные «ценовые» итоги переговоров, ограничившись подтверждением дополнительных поставок газа в IV квартале этого года в объеме 8-12 млрд. м3. А в официальном заявлении «Газпрома» констатируется, что «вопрос о цене поставок дополнительных объемов газа в текущем году будет решаться на конструктивной основе, с учетом стратегических перспектив сотрудничества в газовой сфере Украины». При этом уже ясно, что здесь под «газовой сферой» подразумевается практически весь политико-экономический спектр двусторонних отношений.
О полной картине такого сотрудничества говорить пока рано, однако некоторые его аспекты уже просматриваются. В первую очередь это касается электроэнергетики. Помимо возобновления транзитных поставок российского тока в Молдавию (а в перспективе, вероятно, и в другие страны Европы) и возобновления украинского экспорта э/э в РФ, прорабатывается механизм производства э/э для российских потребителей на «давальческом» газе, который будет поставляться «Газпромом».
Еще одним средством уменьшения стоимости импортируемого газа, помимо вероятного возвращения к бартерным схемам, станет экономия на стоимости услуг посредника в лице РУЭ, который, к тому же потерял абсолютную монополию на поставки газа в Украину. Это произошло в результате того, что «Газпром», кардинально изменив собственную позицию, выдал разрешение дочерней структуре СКМ «Метинвесту» закупать российский газ по прямым контрактам, минуя и РУЭ, и «Газ Украины». По словам представителей «Метинвеста», получение разрешения является своеобразной подстраховкой на случай, если в силу разных обстоятельств Украина не сможет обеспечить бесперебойные поставки необходимых предприятиям группы объемов газа. Скорее всего, по данной схеме могут пойти и другие украинские горно-металлургические ФПГ, получившие, как и СКМ, лицензии на поставки газа для собственных нужд.
Компенсировать ожидаемые потери РУЭ, неизбежные в случае ликвидации его монополии на газовый импорт, дополняемой «секвестром» нормы прибыли, в определенной мере сможет дальнейшее закрепление РУЭ на украинском розничном рынке. В соответствии с этой стратегией достигнуты предварительные договоренности о выкупе РУЭ приватизированной доли в 7 украинских облгазах.
Ожидается, что эти пакеты будут консолидированы с госдолей в облэнерго и переданы под управление СП «УкрГаз-Энерго». При этом РУЭ продолжает переговоры с собственниками других обл- и горгазов относительно приобретения этих активов. По словам народного депутата и а парламентского комитета по ТЭК Михаила Волынца, «сегодня УГЭ снабжает газом только крупных потребителей. Как только оно получит контроль над облгазами, компания сможет более глубоко проникнуть в рынок и заработать дополнительную прибыль в размере $10-15 млн. в год».
Нерешенным остается и самый наболевший вопрос контроля над украинской ГТС и формата Международного газотранспортного консорциума. Российская сторона продолжает говорить об интересе к возобновлению его деятельности, подразумевая передачу ГТС под его управление. Украинские же представители неизменно уточняют, что речь о потере национального суверенитета над существующей газотранспортной системой не идет. Здесь в качестве конкретизации позиции и предложений Украины можно рассматривать принятую «Нафтогазом» «Программу модернизации и реконструкции газотранспортной системы Украины на 2007-2010 гг.» с запланированными объемом инвестиций в 23 млрд. грн.
На первоначальном этапе – в 2007 . - в ГТС и, прежде всего, в замену газоперекачивающих агрегатов будет вложено порядка 1,3 млрд. грн. Эта цифра кажется вполне реальной, учитывая обещанный ЕБРР кредит на модернизацию ГТС объемом до ?300 млн. Здесь необходимо отметить, что в последнее время существенно и в лучшую (для Украины) сторону изменилась тональность «газовых» заявлений представителей ЕС. Так, советник по энергетическим вопросам Генерального директората ЕС по внешним связям Фаузи Бенсарса отметил, что «между Евросоюзом, Украиной и Россией не существует проблем, связанных с безопасностью поставок газа. … Я не понимаю, зачем спорить, обсуждать проблему, раз ее нет. При встрече Юрий Бойко представил нам гарантии того, что следующей зимой не будет никаких проблем с поставками газа. На сегодня подземные газохранилища практически заполнены газом».
А вот с 2008 г. предполагается шестикратный прирост инвестиций: в 2008-2010 г. планируется инвестировать ежегодно по 7,3 млрд. грн., поскольку на этот период запланировано сооружение сотен километров новых газопроводов, фактически дублирующих «старую» ГТС. Таким образом, Украина предложила российским партнерам конкретный план кардинальной модернизации ГТС, предполагающий совместную его реализацию при наращивании объемов транспортируемого по территории Украины газа. Как отмечает в этой связи Янукович, «Украина заинтересована перестраивать эту сеть, чтобы увеличить транзит газа в Европу, а это требует инвестиций. Если мы будем говорить о перестройке, то может встать вопрос о создании международного консорциума. Об этом мы можем беседовать не только с Россией, но и с другими европейскими партнерами».
В целом, на сегодня газовые перспективы украинской промышленности оценить сложно. С одной стороны, энергетическому блоку Кабмина не удается взять инициативу в свои руки на переговорах с российскими и среднеазиатскими партнерами. С другой - бизнес, не надеясь на правительство, действует по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» (прецедент с СКМ). Однако, о реальном балансе позитивных и негативных последствий ожидаемого российско-украинского газового компромисса можно будет говорить только после официального оформления соответствующих договоренностей.
Валентин Ермоленко, UGMK
agrinews.com.ua