Индийские сталелитейные компании серьезно обеспокоены тем, что их страна стала приоритетным направлением экспансии нового международного гиганта Arcelor-Mittal. Правда, Лакшми Миттал пока утверждает, что он просто собирается построить в Индии новый завод, но, похоже, что у двух крупнейших компаний страны уже есть серьезные основания для опасений.
Когда Лакшми Митталу удалось добиться сделки по слиянию его группы с Arcelor, в Индии его стали воспринимать как национального героя, однако его желание вернуться на историческую родину отнюдь не все воспринимают с восторгом. Одно дело -- поддержать земляка в его борьбе с европейскими “снобами”, и совсем другое, когда опасность враждебного поглощения нависает над местными производителями. Судя по всему, внимание Миттала уже привлекли две крупнейшие сталелитейные компании страны: государственная корпорация SAIL и частная Tata Steel. Правда, приобрести SAIL можно будет только в процессе ее приватизации, зато с Tata Steel ситуация совершенно иная. В отличие от других частных сталелитейных компаний Индии, только 26,8% акций Tata Steel принадлежит родительской Tata Group, поэтому, как и в случае с Arcelor, при попытке враждебного поглощения многое будет зависеть от позиции сторонних инвесторов. При этом Tata представляет собой весьма привлекательную мишень для подобных попыток.
Привлекательный объект
Учрежденная в 1907 году бизнесменом Дж. Н. Тата, в настоящее время Tata Steel -- флагманская компания мощного конгломерата Tata Group, торговая марка которого пользуется наибольшим доверием в стране. На заводах компании установлено самое современное сталелитейное оборудование, и Tata Steel -- одна из самых низкозатратных и наиболее эффективных металлургических компаний мира. Основное место в ее ассортименте занимает высокотехнологичная продукция для автомобильной и строительной отраслей, при этом компания уже вышла на международную арену и продолжает стремительно развиваться. Ожидается, что к 2015 году Tata увеличит объемы производства от нынешних 8,7 млн. тонн до около 30 млн. тонн: сейчас компания осуществляет ряд проектов, как в Индии, так и за рубежом.
В ноябре 2004 года Tata Steel подписала Меморандум о взаимопонимании с правительством штата Орисса о строительстве интегрированного сталелитейного завода (6 млн. тонн в год) в Промышленном комплексе Kalinganagar. Этот проект реализуется в два этапа, на каждом из которых будет построено по модулю производительностью 3 млн. тонн, первый из них предполагается ввести в эксплуатацию в 2008 году. В роли технического консультанта по этому проекту Kalinganagar Steel выступает один из мировых лидеров в сфере технологий -- японская корпорация Nippon Steel. При этом характерно, что параллельно с реализацией этого проекта, в 2005 году Tata Steel, совместно с Nettur Technical Training Foundation (NTTF), учредила в Гопалпуре образовательный центр J N Tata Technical Education Centre. Этот центр уже начал подготовку технического персонала -- там обучается молодежь Ориссы, и ожидается, что выпускники центра будут квалифицированными технологами мирового уровня. Через несколько месяцев, в июне 2005 года, Tata Steel подписала еще один Меморандум -- на этот раз, с властями штата Чхаттисгарх, где компания вознамерилась построить еще один интегрированный комплекс, производительностью 5 млн. тонн в год. Кроме того, в проекте предусматривается разработка каптивных местодений железной руды, которые будут обеспечивать предприятие сырьем. По словам директора Tata Steel д-ра Тридибеш Мухреджи, этот завод будет выпускать длинномерную продукцию, поскольку спрос на нее в Индии быстро растет.
Зарубежная экспансия
Интересы Tata Steel связаны, в первую очередь, с азиатскими рынками, хотя в 2004 году компания и попытались принять участие в первом аукционе по “Кривостали”. В том же, 2004-м, Tata приобрела крупнейшего в Сингапуре производителя NatSteel Asia, владеющего сетью сталелитейных заводов в регионе. Этот шаг обеспечил расширение ассортимента продукции укрупненной компании, наряду с радикальным снижением производственных затрат за счет использования предприятиями NatSteel сырья с каптивных местодений Tata и ее богатого опыта в технологической сфере. Кроме того, неплохие перспективы открылись перед партнерами в связи с оптимизацией конфигурации мощностей на основе концепции о децентрализованном производстве стали, обеспечивающей повышение гибкости в отношении ассортимента и логистики. Мощности NatSteel Asia составляют, в общей сложности, 2 млн. тонн в год, причем основу ассортимента этой компании составляют высокотехнологичные материалы для автомобильной и строительной отраслей.
Затем, учитывая перспективы региона, Tata приобрела в Таиланде Millennium Steel Company -- холдинг, образованный путем слияния трех обанкротившихся национальных производителей: в 2001 году состоялось объединение The Siam Iron and Steel Company с The Siam Construction Steel Company, а в 2002-м к ним присоединили и NTS Steel Group. В настоящее время Millennium Steel -- крупнейший в Таиланде производитель стали, компания имеет электродуговые мощности для выплавки 1,2 млн. тонн стали в год и прокатное производство, способное выпускать 1,7 млн. тонн длинномерной продукции для строительной отрасли и машиностроительной стали для автомобильной промышленности. Идея объединения в холдинг себя оправдала: 2004-2005 годы Millennium Steel завершила хоть и с небольшой, но -- прибылью. Теперь же, обретение состоятельного инвестора открывает перед Millennium Steel совершенно новые перспективы.
По словам г-на Мухреджи, в отличие от некоторых других компаний, Tata не собирается вкладывать деньги в создание интегрированного производства в Таиланде: “Правительство планирует сделать крупные инвестиции в инфраструктурные проекты и в создание местной автомобильной промышленности, ожидается, что в итоге в стране появится своего рода -- “Азиатский Дейтрот”. Поэтому сталелитейным компаниям есть смысл использовать эту страну как базу для производства только конечной продукции”. С его точки зрения, выплавка стали в Таиланде сопряжена с избыточными затратами на доставку сырья, поэтому для Tata выгоднее производить сталь в Индии, рядом с источниками железной руды, и поставлять в Таиланд заготовки, которые будут перерабатываться в конечную продукцию на заводах Millennium Steel. Именно таким образом группа собирается извлечь максимальную выгоду из приобретения плацдарма на рынке страны, в которой, как ожидается, за ближайшие 10 лет потребление стальной продукции удвоится и дойдет до 25 млн. тонн. Собственно, такой же стратегии придерживаются и более крупные конты Tata Steel -- южнокорейская корпорация Posco и новый лидер мирового рынка Mittal-Arcelor, которые хотят построить в Индии по комплексу производительностью 12 млн. тонн стали в год.
Иран тоже представляет собой привлекательное направление экспансии для Tata Steel: изобилие природного газа и железной руды, развитая инфраструктура и удобное в плане транспортировки географическое положение этой страны делают ее оптимальным местом для размещения заводов по производству низких переделов. Поэтому Tata собирается инвестировать 375 млн. долларов в строительство в Иране экспортно ориентированного сталелитейного завода, производительность которого после завершения первой фазы проекта составит 1,5 млн. тонн слябов и 1,5 млн. тонн заготовок в год. Позднее планируется довести суммарные мощности предприятия до 5 млн. тонн. Кроме того, в проекте предусмотрены разведка и разработка неисследованных местодений железной руды. Будущий завод разместится в портовом городе Бандар Аббас (Персидский залив), который связан с местодениями железной дорогой.
Кроме того, Tata Steel планирует строительство металлургического комплекса (2,4 млн. тонн), электростанции и угольных шахт в Бангладеше, но, хотя все вопросы по этому проекту, в принципе, согласованы, правительство этой страны пока не предоставило Tata необходимых лицензий.
Таким образом, стратегия Tata Steel очень похожа на принципы, которым руководствовалась в своем развитии до слияния с Mittal Steel люксембургская корпорация Arcelor, и понятно, что если Arcelor-Mittal пожелает осуществить поглощения в Индии, Tata Steel будет представлять для этого гиганта самый привлекательный объект. Однако у нынешних владельцев этой компании имеются собственные планы относительно ее будущего, причем -- весьма амбициозные, и в них не входит передача контроля над Tata кому бы то ни было. Поэтому сейчас родительская Tata Group собирается увеличить свою долю в Tata Steel до 33%, что создаст серьезные препятствия попыткам враждебного поглощения.
Виктор РЫЧИК, УкрРудПром
agrinews.com.ua