Без сильного шума и громких фанфар прошла первая стодневка работы новоизбранной киевской власти. И если парламент за этот период так и не смог заработать в полную силу, то местные советы работают давно и успешно. А Киевсовет во главе с городским головой Леонидом Черновецким даже успели пройти свои «огонь, воду и медные трубы».
СЮРПРИЗ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Чем наиболее запомнилось киевлянам избрание нового мэра столицы? Интригой предвыборной кампании, неожиданным результатом выборов, шоком контов, происками злопыхателей. Хотя прямые выборы как раз и подразумевают возможность смены городского головы в соответствии с чаяниями большинства громады, но на поверку оказалось, что столица оказалась мо не готова к радикальным переменам. Победу Леонида Черновецкого мало кто из социологов и аналитиков пророчил, поэтому для многих политиков, чиновников и медийщиков это событие стало большой неожиданностью. Соответствующей была и реакция: кто-то пытался доказать, что это неправильный мэр и результаты выборов нужно опротестовать, кто-то просто саботировал вступление в должность нового мэра, кто-то предсказывал его полную некомпетентность и потирал руки в ожидании краха всего городского хозяйства. И только сам Леонид Черновецкий выглядел абсолютно спокойно на фоне всеобщей сумятицы — он получил долгожданную победу, и уж точно не собирался выпускать ее из рук из-за чьего-то осуждения или негодования.
Восхождение Леонида Черновецкого на должность городского головы не было простым. Первые несколько недель его правления ознаменовались судебными тяжбами вокруг самих выборов и выжидательным молчанием со стороны политикума. Мало кто бросился сразу же поздравлять законно избранного мэра. Сыграли свою роль и опротестования результатов, и все тот же эффект неожиданности. В то время как политические оппоненты думали о блокировании и противостоянии новому мэру в Киевсовете, а чиновники горадминистрации с замиранием сердца ожидали кадровой чистки, Черновецкий спокойно и целенаправленно «осаждал» мэрию со своими сторонниками и осваивался в новых кабинетах. Окончательная легитимизация наступила после подписания президентского указа о назначении Леонида Черновецкого главой Киевской горгосадминистрации. Теперь мэр готов был к проведению обещанных реформ и кадровых перестановок. Но для успешного внедрения всех новшеств любому городскому голове нужно заручиться поддержкой депутатского корпуса, а с этим у Черновецкого ожидались большие проблемы...
СОВЕТ ДА Ь!
Судите сами, в новый состав Киевсовета попали: 41 представитель от БЮТ, 15 — от «Нашей Украины», 14 — от блока Виталия Кличко, 9 — от Партии регионов, по 7 депутатов от СПУ и Гражданского актива Киева, 6 — от Народного блока Литвина и 21 депутат от Блока Леонида Черновецкого. То есть говорить о какой-то заведомо лояльной позиции депкорпуса по отношению к мэру не приходилось. 21 штык «своих» депутатов из аж 120 человек расширенного в этом созыве совета! Относительно лояльными к Черновецкому называли нашеукраинцев, возможно, регионалов и представителей НБЛ. Наиболее многочисленный БЮТ изначально блокировался с Блоком Кличко и ГАКом и даже имел все шансы создать оппозиционное большинство в Киевсовете. Лидер Киевского БЮТ Михаил Бродский изначально имел большие амбиции относительно киевской власти и как минимум рассчитывал на должность секретаря совета. Отсюда и родилось первое яркое противостояние депутатов городскому голове — уже на первой сессии горсовета БЮТ и Блок Кличко объявили о создании оппозиции в количестве 61 депутата. На что мэр стоически заметил: «Я оптимист. Я верю в то, что здравый смысл победит, а у меня хватит организационных способностей сплотить депутатов вокруг правильных моих шагов и их шагов».
Сбылось практически по Черновецкому. Новопровозглашенная оппозиция не просуществовала в заявленном формате и месяца, и уже совсем скоро Киевсовет избрал секретарем-заместителем городского головы кандидата от мэра Олеся Довгого. Тот сразу стал фигурой неместного масштаба, в первую очередь в силу своей молодости (ему 26 лет!) и энергии. Тем не менее, в Киевсовете не произошло ничего оригинального — городской голова смог убедить депкорпус проголосовать за «мэрского» секретаря совета, и так происходит в 90 процентах местных советов. Так же традиционно у нас городские головы умеют создавать «промэрское» большинство в совете. И это удается,— как правило, депутаты местного совета менее политизированы и ые, чем их парламентские коллеги, поразмыслив, предпочитают все же начинать работу совета, а не блокировать ее, и сотрудничать с городским головой, а не только критиковать его. Причем такое сотрудничество обоюдовыгодно. Чтобы убедиться в этом, стоило поприсутствовать на последних сессиях Киевсовета — куда делись драки, крики, бесконечный подсчет голосов? Теперь практически по всем решениям городских вопросов «за» голосуют не меньше 80—100 депутатов из присутствующих, а конструктивный настрой омрачают разве что политические заявления от фракций как дань накалившейся ситуации в Верховной Раде... Пока Черновецкий выглядит полноправным лидером совета, и в том, что депутаты уже спокойно работают, а не нервно дебатируют, явно видится его непосредственная заслуга.
БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!
Такую же встряску с настушим затем штилем пережила и Киевгорадминистрация. Сначала, естественно, от нового мэра ждали полных чисток и репрессий. Потому что хорошие чиновники или плохие, но все они — птенцы гнезда Омельченко, а о нем новый мэр говорил много и всякого... Громкая заявка на тотальную проверку чиновников на детекторе лжи и массовые увольнения покоробила и испугала не одного рядового и «выдающегося» городского начальника... Кадровые изменения были, но не настолько глобальные, как ожидалось. Черновецкий не стал повторять ошибок постреволюционного периода и менять одним махом весь опытный кадровый резерв управленцев. Благодаря этому городское хозяйство не оказалось оголенным и жизнь в городе не остановилась, как это предрекали недобелатели мэра. Практически все рядовые чиновники КГГА остались на своих местах, и даже ряд начальников главных управлений сохранили свои должности. Продолжили работу в горадминистрации в тех же должностях многие чиновники. Кроме нынешних чиновников, мэр привлек к работе и опытные кадры: Ивана Салия (мэра и городского чиновника с большим стажем), Валерия Пустовойтенко (экс-премьера, экс-министра транспорта, экс-мэра Днепропетровска), Виталия Журавского (экс-нардепа и замглавы парламентского комитета). Еще одно резонансное назначение — Дениса Басса, первого заместителя председателя правления «Правэкс-Банка» советником столичного мэра.
Получается, что Леонид Черновецкий, больше известный как банкир и нардеп и старающийся утвердить себя нерядовым хозяйственником, вполне благоразумно окружил себя крепкими профессионалами. Возможно, в данном случае и не получится говорить о коренной ломке городской системы управления и тотальной чистке. Но зато и не доводится пока вкушать плоды возможных ломок и хаоса.
ХОРОШИМИ ДЕЛАМИ ПРОСЛАВИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ?
Леонид Черновецкий пришел к власти на волне достаточно многочисленных обещаний, поэтому особенно интересно проследить за тем, как много из них мэру удастся выполнить. Пока, как ни странно, ему удается пройти по срединному пути и, не разрушая имиджа поборника прав гоан, не впасть в крайности. Черновецкий обещал, что новая власть будет ближе к киевлянам и открытее. В подтверждение своих слов он уже третий месяц проводит открытые встречи с гоанами у стен мэрии. Сначала эти мероприятия воспринимались достаточно неоднозначно и такой площадный способ решения вопросов несколько пугал, но в конечном итоге акции нашли свой формат: людям приятно, что они имеют возможность прийти и сказать о своих проблемах непосредственно мэру, сам городской голова, по его словам, черпает из этих встреч для себя что-то полезное и при этом умудряется не скатываться до дерибана городских благ прямо на улице.
Среди других инициатив Черновецкого — упорядочивание спорных дел по застройке и отводу земель. В этом отношении тоже нельзя сказать, что внезапно наступило всеобщее благоденствие, а конфликты улажены. Тем не менее городской архитектурный совет за последние несколько месяцев заново рассмотрел целый ряд проектов строительства, по которым ранее возникали споры, а некоторые, особо конфликтные разрешения на строительство упразднил своим решением Киевсовет. При этом Черновецкий подчеркивает, что не хотел бы обижать и инвесторов сго строительства, поскольку они «ни в чем не виноваты», и обещает предложить им альтернативные варианты земельных участков. Городские власти также пытаются решить и конфликт с владельцами участков на Русановских садах. Долгое время они протестовали против сноса их дач под строительство Подольского моста и безрезультатно. Сейчас же горсовет уже принял решение о выделении русановцам в качестве компенсации земельных участков в Деснянском районе города. Кроме этого, мэрия объявила войну овым автоматам — этот бизнес намереваются упорядочить и, возможно, вообще вынести его за черту города. Также радикально городские власти подошли к проблеме парковки автомобилей в запрещенных местах. В рамках борьбы с загруженностью улиц принято решение эвакуировать незаконно припаркованные автомобили с тем, что за его возврат со штрафплощадки владелец будет выкладывать энную сумму...
Эти и многие другие дела еще нового, но уже для большинства киевлян привычного мэра, каждому говорят что-то свое. Для кого-то он все еще тот предвыборный политик, для кого-то — умный хозяйственник. Для кого-то — надежда, а для кого-то — кара. Пока ясно одно, что при всей своей оригинальности и непредсказуемости Леонид Черновецкий умудряется все же оставаться своим для очень многих и вопреки предсказаниям только прибавляет себе авторитета и сторонников.
Леся Падалка , «CN-Столичные новости»
agrinews.com.ua