Производители и вновь вернулись к «тревожной песне»: несмотря на то что формально у России больше нет причин сдерживать импорт я, компании по-прежнему испытывают сложности при пересечении границы. Проблемы с запуском новой учетной системы могут затянуться, что грозит импортерам миллионными убытками.
Похмельный синдром
Как неоднократно писал источник, с марта в связи с введением в РФ новых акцизных марок были резко сокращены объемы импорта водочной продукции. Производители жаловались на недостаток марок. Сейчас проблем с акцизами нет, но ситуация стала еще более напряженной. «С начала июля российский рынок для нас фактически закрыт. Причина ба — налоговики не смогли вовремя запустить единую государственную автоматизированную информационную систему учета я (ЕГАИС). Поскольку внести товар в базу данных невозможно, его просто не пропускают через таможню. Первая партия продукции попала в РФ только 10 июля. Но проблема далека от разрешения», — рассказывает финансовый директор ЛВЗ «Хортица» Юрий Сухина. «На данный момент импортеры практически лишены возможности работать с системой ЕГАИС. Чтобы ввезти товар в страну, компания должна обратиться в федеральную налоговую службу с заявкой и получить от нее разрешение. Однако таковые выдали очень немногим. Формально до подключения импортеров к ЕГАИС должен работать накопительный сервер для заявок, но он на данный момент не функционирует. Это свидетельствует о том, что система не готова к работе», — говорит директор департамента внешнеэкономической деятельности Первого национального винодельческого холдинга Евгений Скорик. Российские налоговики обещают, что утрясут технические неполадки до конца июля, однако, по мнению самих водочников, решение вопроса может затянуться еще на несколько месяцев.
Между тем проблемы с импортом уже привели к дефициту крепких напитков в российской рознице. «Сети просят обеспечить их хоть каким-то товаром и готовы брать любые ТМ. Ситуацию усугубляет тот факт, что накануне 1 июля магазины, спеша избавиться от и со старыми акцизами, устроили аукцион невиданной щедрости — скидки на горячительные напитки достигали 70%. Сейчас их склады практически пусты. Без преувеличения, компании, которые сумеют прорваться на полки, могут рассчитывать на баснословные дивиденды», — уверен г-н Сухина. Впрочем, сделать это не так просто. «Некоторые наши российские дистрибьюторы еще вообще не подключены к ЕГАИС. Понятно, что все производители недополучают прибыль. К примеру, если в обычном режиме наша компания ввозила в Россию 200 вагонов спиртного в месяц, то в июне эта цифра не превысила 100 вагонов. Сейчас же о системных поставках говорить не приходится», — отмечает PR-менеджер компании Nemiroff Тарас Ермаков.
Дешевле вылить
Открытым остается и вопрос дальнейшей судьбы нераспроданных остатков товара со старыми акцизами. По оценкам российских экспертов, речь идет как минимум о 40 млн бутылок я. Оценочно доля украинской и в этом объеме может составлять порядка 25%. Пока наши производители не говорят о том, какие партии их продукции «зависли» в России, ссылаясь на то, что сейчас проводят инвентаризацию и точными цифрами не располагают. О том, что не успели продать порядка 2 млн бутылок, признались только на «Хортице». Формально производителям разрешили переклеить на такой продукции акцизные марки и вновь выставить ее на магазинные полки. Сделать это нужно до конца года. «Но опять-таки партии напитков с новыми марками нужно заносить в ЕГАИС, что пока невозможно. Кроме того, до сих пор нам не разъяснили нюансов переклейки. Непонятно, в частности, на чьих складах — наших или оптовых — она должна происходить», — говорит Юрий Сухина. Производителей расстраивают и большие расходы на переклейку. По данным Тараса Ермакова, помимо 1,54 руб. (около 5 центов) за новую марку и расходов на аренду складских помещений и логистику, импортерам придется уплатить 2% от стоимости товара за предоставление банковских гарантий того, что процедура переклейки будет завершена в указанные сроки. Если компании не уложатся во временные рамки, им предстоит уплатить таможенникам 10 евро/литр я. «Несмотря на дополнительные расходы, повысить цены на переклеенный товар мы не сможем, поскольку дистрибьюторы его у нас попросту не возьмут», — отмечает г-н Ермаков. «Уже сейчас можно утверждать, что на нераспроданном е мы не заработаем, лишь бы вернуть вложенные деньги», — добавляет Юрий Сухина.
Инф. Деловая столица