На фоне начавшегося ре-экспорта молдавских и грузинских вин из России можно констатировать, что емкости украинского рынка будет недостаточно для реализации этой продукции. Как сообщили в пресс-службе Первого национального винодельческого холдинга (ПНВХ), в любом случае российский рынок останется для производителей из Молдовы и Грузии стратегическим.
С одной стороны, сообщают в холдинге, существует тенденция к увеличению присутствия в Украине продукции грузинских и молдавских производителей, что происходит за счет работы с розничными сетями, размещения продукции на полках магазинов и активного маркетингового продвижения. С другой стороны, тенденции развития украинского рынка не открывают серьезных перспектив для импорта.
По мнению представителей холдинга, наиболее благоприятным выходом из этой ситуации для импортеров стало бы позитивное решение вопроса о ввозе молдавских и грузинских вин в Россию. Но меры, предпринимаемые Российской Федерацией, заставляют производителей вин из Молдовы и Грузии задуматься о диверсификации поставок, для чего необходимо время, которого у них сейчас нет. "Сложно оценить, насколько импортерам удастся увеличить свою долю на украинском рынке, - считает маркетинг-директор ПНВХ Геннадий Кулжинский. - Значительного увеличения объемов реализации молдавских и грузинских вин пока не наблюдается. Тем более, что у отечественного потребителя сформировалась достаточно высокая лояльность к украинским винам. К крымским винам, в частности".
В холдинге отмечают, что, по данным последней волны потребительских исследований компании "MMI", среди потребителей вин в возрасте 16-65 лет молдавские вина потребляли 51% респондентов, грузинские - 23%, предпочитают молдавские вина - 21%, грузинские - 6%. "Если сравнивать с предыдущими периодами и годами, то явной динамики этих индексов не наблюдается, и можно говорить об уже сформированных и устоявшихся потребительских стереотипах в отношении и молдавских, и грузинских вин, изменять которые сложно и дорого", - считают в ПНВХ.
В то же время, как отмечают в холдинге, молдавские и грузинские производители мало работают с брендами и не дифференцируют продукцию по категориям потребителей. Гораздо больше внимания ими уделяется дизайну и разработке новых торговых марок. Украинский же потребитель доверяет знакомым брендам. К тому же, уверенны в холдинге, кампания российских СМИ против молдавских и грузинских производителей повлияет на спрос и на украинском рынке.
Создание зоны свободной торговли в рамках ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), по мнению представителей ПНВХ, открывает перед молдавскими и грузинскими виноделами новые возможности по продвижению своей продукции, что уже "можно видеть на примере активной кампании по продвижению грузинских вин".
Наиболее вероятно, считают в холдинге, что самая серьезная борьба развернется в нижнем ценовом сегменте. "Тем более, что с точки зрения контной борьбы украинский рынок более жесткий, чем российский. Чтобы войти в рынок качественного вина, нужно обладать не только продуктом. Стоимость входа в украинский рынок достаточно высока, и, кроме дистрибуции, необходимо вкладывать деньги и в коммуникацию. Немногие молдавские и грузинские производители готовы работать с конечным потребителем, поэтому говорить о вытеснении отечественного производителя еще рано", - подчеркнули в ПНВХ.
Напомним, по мнению президента ассоциации "Союз оптовиков и производителей я и табака" ("СОВАТ") Вячеслава Сокерчака, молдавские виноделы не смогут отвоевать долю рынка у отечественных, поскольку растет количество украинских предприятий, готовых "доминировать и поставлять все больше своей продукции в торговые сети".
Инф. ЛІГАБізнесІнформ