Вчера российское информационно-аналитическое агентство iKS-Consulting опубликовало результаты исследования рынка сотовых услуг Украины, согласно которым уровень проникновения сотовой связи в стране составил почти 70% и достиг показателей большинства европейских стран. Эксперты утверждают, что рынок близок к насыщению и 2006 год станет последним годом стремительного роста абонентской базы. А уже в середине 2007 наступит принципиально новый этап в развитии.
По данным операторов, объем рынка сотовой связи в 2005 году составил $2,4 млрд. Услуги сотовой связи предоставляют "Киевстар" (46,5% от общего числа абонентов), UMC (44,5%), "Астелит" (ТМ Life:), DCC) (8%), "Украинские радиосистемы" (ТМ Beeline) (0,8%) и "Голден Телеком" (0,2%).
По данным iKS-Consulting, количество абонентов сотовой связи на Украине на 31 марта 2006 года составило 32,8 млн человек. В исследовании указывается, что показатель проникновения сотовой связи (количество абонентов сотовой связи по отношению к численности населения) составляет почти 70%. Примечательно, что еще в конце 2004 года он составлял лишь 30%. Таким образом, Украина приблизилась по этому показателю к большинству европейских стран и обогнала Турцию (60%) и такие густонаселенные страны, как Индия (7%), Китай (26%) и Мексика (40%). В то же время Украина пока отстает от наиболее развитых стран Западной Европы. Так, в Великобритании и Австрии этот показатель превысил 100%, а это означает, что услугами сотовой связи в этих странах пользуется практически все население.
По данным исследований, наибольший уровень проникновения сотовой связи на Украине – в Киеве и Киевской области (около 130%). На втором месте АР Крым – 100%, на третьем – Донецкая область – 90,7% (см. диаграмму). В то же время в большинстве областей этот показатель не превышает 60%. Наименьший уровень проникновения в Хмельницкой области – 20%. В iKS-Consulting объясняют такие показатели тем, что в Киеве и Донецке наибольший уровень доходов населения, поэтому операторы нацелены именно на эти города. А высокий уровень проникновения в Крыму объяснятся высоким уровнем продаж стартовых пакетов во время отпускного сезона, так что реальные показатели в Крыму несколько ниже.
Впрочем, эксперты отмечают, что уже в ближайшие полтора года уровень проникновения на всей Украине выравняется и остановится на отметке около 85%. "По показателям темпов роста абонентской базы можно сделать прогноз, что в середине 2007 года рост проникновения замедлится. После этого начнется новый этап развития рынка",– утверждает Алексей Данилин из iKS-Consulting. По словам директора маркетинга "Украинских радиосистем" (УРС) Антона Володькина, произойдет смещение акцентов и компания больше средств будет тратить не на установку нового оборудования и увеличение покрытия, а на маркетинговые инструменты работы с пользователями. "Компании будут акцентировать внимание на программах лояльности и внедрении новых услуг",– уверен господин Володькин.
Следует отметить, что с помощью маркетинговых инструментов через несколько лет смогут конкурировать только компании, которые достигнут максимального покрытия. Сейчас покрытие "Киевстара" и UMC составляет практически 100%. В то же время два других оператора, которые заявили о намерении конкурировать с лидерами рынка,– "Астелит" и УРС – намерены достичь подобных показателей к концу этого года. Впрочем, по словам эксперта аналитического агентства Foyil Securities Александра Сандула, несмотря на то, что сетевое оборудование подешевело в среднем на 30% (по сравнению с 2000 годом), стоимость услуг по постройке самой сети возросла и шансы "Астелита" и УРС догнать контов в этом году невелики.
МАКСИМ Ъ-КУТИК
Инф. Кommersant