У России — неподдельный интерес к Украине. Высокая степень информированности друг о друге граничит с непониманием позиций. Очевидно потому, что мы все посажены в очень чувствительный исторический процесс оценки последствий распада Советского Союза. В России существует синдром «старшего брата». ...
Даже у людей с самыми демократическими убеждениями есть мнение, что распад Союза был ошибкой. В Украине часто полагают, что «старший брат» только и думает, чтобы как-то навредить Украине. На самом деле там часто вообще про нее не думают и не говорят.
В свою очередь, в украинском обществе есть такое мнение, что если «старший брат» что-то предлагает — значит это какой-то подвох. А если молчит — тогда игнорирует. Это не так. В России понимают, что национальные суверенитеты состоялись, и не будет никакого движения назад.
Совершенно естественно, что Украина выбрала европейский путь развития, и мне кажется, что любое правительство Украины подтвердит ее заинтересованность стать ом Европейского Союза. Думаю, что в России это также понимают, но процесс этого понимания очень долгий.
Что касается экономики. Здесь существуют зоны фактической солидарности Украины и России. При любом развитии событий Россия и Украина обречены на совместное преодоление примитивизации своих экономик. Наша общая задача сейчас — это модернизация наших примитивных хозяйств, которые за 15 лет очень много потеряли. Они стали рыночными — кто больше, кто меньше. Но надо сказать, что все равно наши хозяйства были переплетены между собой, они были развитыми, но в то же время были развитыми не по рыночным критериям. А когда пришло рыночное время, то стала распадаться не только административно-командная система, но и все хорошее, что было в Советском Союзе. Это целый ряд высоких технологий, авиакосмическая промышленность, вооружение.
Существуют точки невозврата, когда российско-украинские отношения испортятся донельзя. Думаю, этого не произойдет, потому что есть понимание, что форсирования вступления Украины в НАТО, наверное, не будет, что очень чувствительно воспринимают в Москве.
Хочу подчеркнуть, что Россия имеет сейчас очень сильную позицию на постсоветском пространстве. Я имею в виду, что впервые Евразийское экономическое сообщество — это не фантом, это не СНГ, это зародыш настоящего регионального блока. И Украина здесь находится в чувствительной позиции между очень мощным блоком — Европейским Союзом и Евразийским сообществом.
По-моему, нет никаких шансов, чтобы Украина стала ом Евразийского сообщества, это очевидно. Но нам хотелось бы, чтобы было консолидированное единое экономическое пространство «ЕврАзЭС+У», то есть плюс Украина.
Также я считаю, что Россия и Украина должны как можно скорее вступать в ВТО. Там установлены какие-то правила, которые нельзя нарушать. Вот эти войны торговые между нашими странами я считаю большим безобразием. У нас без объявления войны вводятся запретительные протекционистские меры то против карамели, то против труб. Это совершенно ненормально. А когда мы будем в ВТО, то там все будет цивилизованно.
Автор: Руслан ГРИНБЕРГ, директор института экономики Российской академии наук
Газета «ДЕЛО»
agrinews.com.ua