По оценкам специалистов, украинский рынок ноутбуков в 2005 г. вырос в 2,5 раза (в денежном выражении до $120-130 млн.). В общем объеме продаж ПК на «компьютерные блокноты» приходится около 10%, в 2006 г. этот показатель вырастет до 15-20%. По прогнозам, в этом году будет продано до 200 тыс. портативных компьютеров — на фоне снижения цен и повышения производительности самой техники.
Емкость рынка
Опрошенные «ЭИ» эксперты, ссылаясь на данные аналитической компании IDC, заявили, что в прошлом году в Украине было реализовано около 140 тыс. ноутбуков приблизительно на $120-130 млн. (хотя некоторые считают, что объем рынка достиг $200 млн.). В самой IDC отметили, что на территорию Украины было ввезено 143 тыс. ноутбуков (в 2004 — 52-60 тыс. шт.), а реализовано техники несколько меньше.
«IDC считает все ноутбуки, которые были отгружены производителями в страну за год. Естественно, что часть из них к 31 декабря еще находилась в пути, часть — оставалась на складах дистрибьюторов, часть — у реселлеров, в розничных сетях, на полках магазинов. Поэтому, если говорить о количестве ноутбуков, которые в 2005 г. приобрели украинцы, то их будет меньше тысяч на 30»,— пояснил региональный менеджер IDC в Украине Владимир Поздняков. С этим согласен и руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group Сер Дорофеев: «Емкость рынка в прошлом году составила 110 тыс. шт., в денежном выражении — около $121 млн.». По мнению руководителя направления «Портативные компьютеры» компании «Квазар-Микро» Владимира Кармазина, в Украине за 2005 г. было реализовано около 100 тыс. ноутбуков. «При этом почти 45% составили бюджетные модели стоимостью $600–900, около 35% пришлось на модели бизнес-класса по $1–1,8 тыс., оставшиеся 20% — модели высшей категории ценой более $1,8 тыс.»— заявил он.
Точка зрения специалистов на рост рынка тоже отличается: в IDC увеличение продаж оценили в 175%, а в AVentures Group — в 144%. Директор департамента ноутбуков и систем связи компании МКС Максим Пилатович считает, что ежегодно рынок «компьютерных блокнотов» увеличивается на 200%. Менеджер проектов компании ComputerLand Kiev Павел Крушняк отметил, что в прошлом году портативных ПК было продано в 2,5 раза больше, чем в 2004 г.
По оценкам г-на Пилатовича, в прошлом году на каждые 100 проданных персональных компьютеров приходилось примерно 16-17 ноутов. Впрочем, кое-кто считает, что соотношение продаж несколько иное — 5-6 десктопов на один лэптоп. Г-н Дорофеев прикинул, что если два года назад доля ноутбуков составляла около 5,5% всего объема продаж ПК, то в 2005 г. она превысила 10%.
К слову, в Украине за прошлый год было продано около 850-900 тыс. ПК, или примерно на 30% больше, чем в
2004 г. (780 тыс. шт.).
Основные тенденции прошлого года
Такой рост продаж ноутбуков все эксперты объясняют в первую очередь снижением цен на них, изменением маркетинговой политики самих производителей и появлением моделей с развитыми мультимедийными возможностями. По оценкам экспертов, с начала прошлого года цена на портативные ПК снизилась на $150-400 в зависимости от категории (например, в нижнем ценовом сегменте стоимость лэптопов снизилась с $1100 в 2004 г. до $800 в прошлом.— Авт.). В свою очередь появление на рынке недорогих моделей от известных брендов уже побуждает украинцев выбирать: десктоп или ноутбук. Ведь ноутбук является более универсальным средством для работы — его всегда можно взять с собой, поработать дома или в дороге.
Менеджер украинского офиса компании Apple Анастасия Скляренко считает, что основная тенденция развития рынка — это продолжающееся уже который год падение цен, что делает выбор ноутбука экономически оправданным для небогатого покупателя. «Можно констатировать начало процесса вытеснения настольных машин, так как все больше покупателей выбирают именно мобильные решения»,— пояснила она.
С ней согласилась Елена Аврамова, специалист по маркетингу компании BMS Trading. «Увеличение спроса на лэптопы можно объяснить снижением цен, приближением их стоимости к десктопам. Да и ускорение ритма жизни усиливает потребность в мобильности»,— отметила г-жа Аврамова. Она привела в пример компанию Acer, которая в III квартале 2005 г. вышла на I место по продажам (см. гистограмму), что связано с новой агрессивной маркетинговой политикой.
Владимир Поздняков подтвердил, что ведущие бренды (Acer, Asus и Samsung) начали очень активно завоевывать рынок и закреплять свои позиции. Павел Крушняк рассказал, что помимо этого у многих производителей в прошлом году появились интересные модели ноутбуков, занимающие промежуточное положение между КПК (карманный персональный компьютер) и полноразмерным ноутбуком, «для этих моделей характерно сочетание небольших размеров с вычислительной мощностью и функциональностью обычного ноутбука».
По словам Владимира Кармазина, сегодня бук начального уровня можно приобрести за $600-700. «Ранее одним из факторов, ограничивавших популярность ноутбуков, была сложность модернизации мобильного компьютера в будущем. Теперь же модульная структура, использование архитектур MiniPCI и MXM делают универсальными, взаимозаменяемыми многие компоненты ноутбуков. Стало возможным не только нарастить объем оперативной памяти, установить жесткий диск большей емкости, более мощный процессор, но и добавить мультиформатный оптический привод, модуль беспроводной связи (Wi-Fi), заменить видеосистему, установить внутренний TV-тюнер и др. (правда, это пока преимущество дорогих моделей.— Авт.)», — подчеркнул г-н Кармазин.
По оценкам Максима Пилатовича, очень увеличился спрос на модели с развитыми мультимедийными возможностями и большим экраном, а также на особо производительные и компактные модели для представительских и бизнес-целей.
Сегменты и производители
По мнению опрошенных «ЭИ» экспертов, основную погоду на рынке делали пять ведущих брендов — Samsung, Asus, Acer, HP и Toshiba, вместе занявшие от 75% до 90%. На взгляд Максима Пилатовича, лидером рынка является Asus с 35% рынка, второе место у Samsung’а с 25%, а третью позицию делят НР, Toshiba и Acer — у всех по 10% рынка. А вот Анастасия Скляренко оценивает продажи пятерки лидеров несколько иначе: Acer — 17,7%, Samsung — 17,6%, Asus — 16,3%, Toshiba — 11,5%, НР — 10,8% (см. диаграмму).
«На сегодняшний день пять брендов контролируют почти 75% отечественного сегмента ноутбуков. А вот суммарная доля ноутбуков украинской и российской сборки сократилась. Это связано в основном со снижением цен на ноутбуки от ведущих брендов при гораздо более высокой надежности»,— считает Павел Крушняк.
По оценкам IDC, на зарубежных производителей пришлось около 90%, а суммарная доля украинской и российской сборки не превысила 10%. «При этом речь не идет о сокращении объемов сбыта отечественных марок ноутбуков — просто их продажи росли медленнее, чем весь рынок. Хотя некоторые украинские компании все же вынуждены были свернуть выпуск ноутбуков из-за высокой конции со стороны А-брендов. Однако говорить о том, что рынок ноутбуков местной сборки себя исчерпал, на мой взгляд, некорректно. Я думаю, их доля останется в пределах 8-10%. С другой стороны, здесь многое зависит от политики производителей комплектующих, которые определяют технологические ориентиры развития рынка портативных компьютеров и в первую очередь от Intel»,— говорит г-н Поздняков. По его мнению, пятерка лидеров будет задавать тон развитию рынка и в 2006 г., но «нужно учитывать и то, что как минимум на одно место в пятерке лидеров претендуют компании из следующего списка: LG Electronics, Fujitsu Siemens, Dell, Lenovo (IBM)».
Владимир Кармазин считает, что преобладание зарубежных торговых марок объясняется просто: раньше ноутбуки воспринимались как дорогой аксессуар, предназначенный скорее для поддержания имиджа, чем для повседневной работы. По мнению г-на Дорофеева, 10%-ная доля лэптопов местной сборки — это влияние более высокого потенциала зарубежных производителей (ценообразование сопоставимо, уровень маркетинговой поддержки гораздо выше), плюс менталитет украинского покупателя-пользователя (зарубежные бренды в глазах простых покупателей вызывают больше доверия, а об отечественных производителях зачастую многие просто не знают.— Авт.).
По подсчетам Сер Дорофеева, на продажи ноутбуков до $800 в прошлом году пришлось около 40%, $800-1200 — 30%, $1,2-1,7 тыс. — 20%, $1,7-2,2 тыс. — 8%, дое $2,2 тыс. — 2%.
Анастасия Скляренко считает, что на рынке ноутбуков можно выделить два основных сегмента: бюджетный и премиум. «Бюджетная категория определяется не столько набором формальных характеристик, сколько ценовой политикой и уровнем исполнения. По функциональности эти модели часто приближаются к премиум-классу, при этом могут стоить вдвое дешевле. Однако премиум-сегмент всегда будет существовать, так как для многих потребителей важен имидж, а также не только количество, но и качество реализуемых функций»,— пояснила она. По мнению г-жи Скляренко, лэптопы премиум-класса могут сочетать «несочетаемые» характеристики: длительное время работы от аккумулятора, мобильность и производительность, «в то время как бюджетные ноутбуки — это всегда компромисс».
Прогнозы
По прогнозам специалистов, динамика развития рынка ноутбуков в этом году сохранится: продолжится постепенное снижение цен, увеличение доли ноутбуков в общем объеме продаж ПК и рост производительности самой техники. Анастасия Скляренко уверена, что рынок «компьютерных блокнотов» в 2006 г. возрастет еще на 100-120%. Аналитики из IDC более скептичны: «Повторение взрывной динамики прошлого года маловероятно, мы прогнозируем рост поставок ноутбуков на уровне 50-60%».
Владимир Кармазин считает, что в этом году доля лэптопов в общем парке ПК вырастет до 16-20%. «В прошлом году на ноутбуки пришлось 10% от общего рынка ПК, что почти в два раза превышает аналогичный показатель 2004 г. (около 6%), в этом году их доля увеличится до 16-20%,— пояснил он и добавил — Рост количества пользователей портативных компьютеров можно объяснить тем, что новые технологии снижения энергопотребления обеспечивают автономную работу ноутбука в течение 8 и более часов (сейчас этот показатель в среднем достигает 3,5 часа непрерывной работы.— Авт.), будет снижаться вес и уменьшатся габариты ноутбуков. При этом торговая марка все меньше станет влиять на предпочтения покупателей, уступая место таким критериям выбора, как функциональность, стоимость, дизайн, уровень сервисной поддержки. Таким образом на новом этапе развития рынка основным полем контной борьбы станут каналы дистрибуции, техническая поддержка, послепродажное обслуживание».
По прогнозам Максима Пилатовича, соотношение продаж ноутбуков и ПК в 2006 г. может быть больше, чем 20 к 100. «Рынок ноутбуков в Украине развивается примерно по тому же сценарию, что и в других странах. Отличия имеются в структуре продаж и количестве устройств у пользователей — в развитых странах оно значительно выше. Ожидается появление ноутбуков на двухъядерных процессорах, что увеличит их производительность и время работы»,— прогнозирует г-н Пилатович.
Г-н Крушняк ожидает, что в этом году тенденции роста объемов продаж должны сохраниться, потому что стоимость ноутбука становится соизмеримой со стоимостью обычного ПК в полной конфигурации (системный блок, жидкокристаллический монитор, устройства ввода). «При этом ноутбуки выывают в небольших размерах и возможности мобильного использования. По этим причинам в офисах многих компаний происходит замена обычных ПК на лэптопы. Хотя в сегменте рынка «домашние пользователи» все же будут преобладать обычные ПК, так как для этой категории пользователей гораздо важнее не размер и мобильность компьютера, а возможность модернизации компьютера под запросы компьютерных ». По мнению г-на Крушняка, падение цены на ноутбуки может спровоцировать увеличение объема продаж до 200 тыс. шт., хотя минимальная стоимость ноутбуков в 2006 г., вполне возможно, снизится не более чем на 3–5%.
По ожиданиям Сер Дорофеева, в этом году в Украине будет продано 200 тыс. ноутбуков на $198 млн., а их доля в продажах ПК увеличится не менее чем на 15%. «Если говорить о мировых продажах, то, согласно прогнозам аналитиков, они превысят 78 млн. портативных компьютеров. При этом доля пятерки лидеров — Dell, HP, Acer, Toshiba и Lenovo — вырастет до 70%»,— прокомментировал он.
Специалисты считают, что рынок ноутбуков еще не заполнен, и о его заполнении можно будет говорить только через два-три года, конечно, если сохранится динамика предыдущих лет.
Продажи ПК в 2005 – 2006 гг., прогноз, тыс. шт. | |||
«End user» сегмент | Всего реализовано в 2005 | Всего в 2006 (прогноз) | Рост, в % (2006 к 2005) |
Потребительский сегмент | 481.176 | 419.076 | -12,9 |
SME (сегмент малого и среднего бизнеса) | 280.182 | 365.357 | 30,4 |
Midmarket (сегмент средних предприятий) | 64.305 | 89.835 | 39,7 |
LE (сегмент крупных предприятий) | 89.232 | 210.067 | 135,4 |
Всего | 914,895 | 1084,335 | 18,5 |
Продажи ноутбуков в 2005 – 2006 гг., прогноз, тыс. шт. | |||
«End user» сегмент | Всего реализовано в 2005 | Всего в 2006 (прогноз) | Рост, в % (2006 к 2005) |
Потребительский сегмент | 40.044 | 56.024 | 39,9 |
SME (сегмент малого и среднего бизнеса) | 60.846 | 81.087 | 33,3 |
Midmarket (сегмент средних предприятий) | 9.888 | 20.624 | 108,6 |
LE (сегмент крупных предприятий) | 13.837 | 24.515 | 77,2 |
Всего | 124,615 | 182,250 | 46,3 |
По данным компании BMS Trading
Автор: Ангелина БАКАЛИНСКАЯ
Инф. "Экономические известия"
agrinews.com.ua