Столичный рынок паркета переживает не лучшие времена — за прошедший год его продажи упали на 30%. Выходом из ситуации для производителей стало наращивание экспорта продукции за рубеж. Но если раньше это было делом престижа, то сейчас для большинства — вопрос выживания.
По словам руководителя промышленной группы «Рубежанский паркет» Игоря Щапина, если с продукцией низкой и средней ценовой категории ситуация более или менее обстоит нормально, то для высокого ценового сегмента наступили не лучшие времена, а пик кризиса пришелся на конец 2005 г. В это время продажи резко снизились, в результате чего некоторые производители были вынуждены даже на время приостановить выпуск. «У многих производителей товарные запасы выросли до максимального уровня», — подтверждает заместитель гендиректора Ассоциации производителей паркета Сер Осауленко. По оценкам директора по маркетингу сети строительных супермаркетов «Новая Линия» Юрия Михайленко, за прошедший год спрос на эту продукцию в рознице упал на 30%. Он связывает это в основном с повышением стоимости паркета из-за давних проблем производителей с закупками доающей древесины, увеличившейся за год в зависимости от ценовой категории и вида продукции на 19–27%. «Покупатели просто оказались не готовы платить за нее столько», — констатирует г-н Михайленко.
Сыграло свою роль и активное наступление на рынок паркетной доски. Ранее ее продажи сдерживались высокой стоимостью по сравнению с натуральным паркетом — цена доски колеблется в пределах 200–250 грн. за кв. м, тогда как качественный отечественный паркет средней и выше средней ценовой категории можно приобрести за 100–130 грн. Но, с другой стороны, расходы на укладку (клей, лак и сама работа, а также сроки) натурального паркета существенно выше. Поэтому когда он подоал, их конечная стоимость (вместе с укладкой) для потребителя фактически сравнялась. Это не замедлило сказаться на перераспределении долей рынка. Как отмечает г-н Михайленко, если еще год-полтора назад паркетная доска занимала не более 3–5%, то сейчас — 15–17%. « При сохранении нынешних тенденций мы прогнозируем, что доля последней в этом году может вырасти до 30%. В 2006 году мы планируем продать 60 тыс. кв. м паркета и 25 тыс. кв. м трехслойной доски», — говорят в «Новой Линии».
Еще больше проблем у паркетчиков может возникнуть в 2007 г. Именно на это время запланирован запуск в Винницкой области завода по производству трехслойной доски польской фирмы ООО «Барлинек-Украина». Объемы ее выпуска будут сопоставимы с нынешним потреблением Киева. К тому же, как прогнозируют эксперты, более низкая цена польско-украинской продукции по сравнению с зарубежными аналогами может подтолкнуть к общему снижению цен в сегменте. Впрочем, ее популярность, считают эксперты, будет временной. «Наш потребитель живо реагирует на новинки, как раньше было с ламинатом, но потом все равно вернется к натуральному паркету, поскольку других преимуществ, кроме быстроты и меньшей стоимости укладки, у доски нет», — прогнозирует г-н Осауленко. Но пока это случится, отечественные паркетчики пытаются нарастить объемы экспорта. По данным источника, практически все крупнейшие производители в 2005 г. стали вывозить за рубеж около ины своей продукции, чего раньше не наблюдалось (во всяком случае в таких объемах). Как отметил руководитель одного из украинских профильных предприятий, наша качественная продукция пользуется в Европе устойчивым спросом лишь по той причине, что она дешевле европейских аналогов. «Экспорт в нынешних условиях — это единственная возможность удержать на внутреннем рынке цены хотя бы такими, какие они сейчас, чтобы окончательно не потерять спрос и сохранить известность и узнаваемость своих брэндов», — заключил он.
Инф. Деловая столица