На минувшей неделе металлурги подсчитывали возможные убытки от повышения стоимости российского газа. По словам гендиректора производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром» Василия Харахулаха, при цене природного газа $160/тыс. кубов рентабельность работы меткомбинатов упадет с 13–14 до 3–4%. О том, насколько прибыльными будут украинские заводы при стоимости газа в $230, координаторы отрасли умалчивают.
Предстоящее снижение рентабельности украинские металлурги решили компенсировать ударным трудом и в следующем году обязались произвести на 6–8% больше продукции, чем в нынешнем. А именно: выплавить 33 млн т чугуна, 41,4 млн т стали и 36,3–36,5 млн т проката. В Министерстве промышленной политики считают данные намерения чересчур оптимистичными и говорят, что при таком обилии неблагоприятных факторов более реальным можно считать рост на 1–2%. Тем не менее металлургам пошли навстречу. Баланс поставок меткомбинатам железорудного сырья, кокса и лома на 2006 г. разбит на два полугодия. Первую ину следующего года посчитают, как того хотят металлурги, но вторая сложится из результатов работы отрасли в первом полугодии. Зачем металлурги берут на себя завышенные обязательства, сказать нетрудно. Большие планы производства позволят им требовать больше сырья и избежать недопоставок. Но если с внутренним потреблением руды в 2006 г. меткомбинаты как-то разобрались, оставив небольшой дефицит для мариупольского меткомбината им. Ильича и Алчевского металлургического комбината, то дефицит кокса и лома промышленникам еще только предстоит вычислять, поскольку картина начала меняться прямо на глазах, как только стало ясно, что с «Газпромом» не получится договориться.
По данным ПХО «Металлургпром», сейчас металлурги потребляют 7,8 млрд куб. м газа. Основные «пожиратели» голубого топлива — доменное производство (3,4 млрд кубов) и мартены (1,7–1,8 млрд). А значит, в следующем году в погоне за рентабельностью металлургам придется (насколько это возможно) заменять природный газ на указанных звеньях технологического процесса: в первом случае — коксом или пылеугольным топливом, а во втором — загружать в мартен больше лома. Уже сейчас координаторы отрасли признают, что в течение ближайшего года-двух ни одна из украинских финансово-промышленных групп не способна полностью перевести свои предприятия на угольную пыль, а следовательно, главным заменителем газа в домнах станет кокс. Однако при постоянном дефиците качественных угольных концентратов для производства кокса и ценовых войнах между заготовителями лома и металлургами конция за обладание и тем и другим ресурсами возрастет. Равно как увеличится и зависимость от сырьевиков металлургов, доселе весьма беспардонно диктовавших свои условия смежникам.
По словам руководителя департамента металлургии Минпромполитики Владимира Грановского, говорить о том, что за короткий срок металлурги обзаведутся оборудованием для вдувания пылеугольного топлива в доменном производстве, не приходится. В настоящее время такие установки есть лишь на Донецком метзаводе и Алчевском меткомбинате, а также на «Кривостали», где купленный в конце 90-х годов прошлого века в Нидерландах агрегат Hoogwens так и не был введен в эксплуатацию. Но рассчитывать, что природный газ в доменном производстве полностью заменят коксом (теоретически это возможно), тоже наивно. Несмотря на то что несколько месяцев назад гендиректор объединения «Укркокс» Анатолий Старовойт и вызывался обеспечить больше кокса из отечественных угольных концентратов за меньшую цену, а все госорганы, вплоть до Службы безопасности, коксохимики забросали декларациями о стратегической важности для страны своей деятельности, реализация этого варианта признана бесперспективной из-за дотационности украинского угля. Государство не захотело через угольщиков дотировать еще и металлургов, и покупать коксующийся уголь для производства дополнительных объемов кокса придется за рубежом. Поэтому, по расчетам Минпромполитики, наиболее реально снижение меткомбинатами потребления природного газа в два раза. В этом случае им дополнительно понадобятся 4,5 млн т кокса и около 2 млн т лома.
Очевидно, это должно вселить оптимизм и во владельцев КХЗ, и в ломозаготовителей. Ломщики уже вовсю сигналят металлургам, что заготовка дополнительных объемов возможна, если только им помогут пролоббировать некоторые законопроекты. Они добиваются изменения установленного порядка тарификации перевозок лома железнодоным транспортом, которые сведутся к тому, что возить неполные вагоны — 10–15 т станет невыгодно, и повторного рассмотрения в Верховной Раде законопроекта об отмене НДС на всех стадиях работы с металлоломом. Если цена на весь лом автоматически снизится на стоимость НДС, то образовавшуюся разницу можно будет распределить между ломозаготовителями и металлургами. Впрочем, авторы данных документов никогда не скрывали, что побочным эффектом этих новаций будет вытеснение с рынка мелких фирм-заготовителей.
Ранее металлурги умело использовали разногласия между мелкими и крупными заготовителями лома в своих целях, однако сейчас уже им указывают, кого они должны поддержать, чтобы получить много лома. Насколько слова металлоломщиков оказались доходчивыми для металлургов, можно будет судить уже на этой неделе, когда в ВР должны еще раз внести законопроект об отмене НДС при работе с ломом.
Ярослав Дмитренко
Деловая столица
agrinews.com.ua