«Сахарный скандал» — именно так можно охарактеризовать ситуацию, спровоцированную на заседании круглого стола, организованного редакцией газеты «Сільські Вісті». Своими проблемами с представителями прессы делилось руководство нескольких сахарных заводов страны. В ходе обсуждения вопросов отрасли создалось впечатление, что главная цель собравшихся сахаропроизводителей — поставить «неуд» в дневник премьеру перед парламентскими выборами. Как оказалось, ситуация сложилась действительно плачевная — объемы производства сладкого продукта в этом сезоне могут упасть, если государство начнет закупки более дешевого бразильского тростникового сахара-сырца. Как следствие — стране грозит развал сахарной отрасли, банкротство десятков предприятий, которые уже и без того едва сводят концы с концами, потеря нескольких тысяч рабочих мест.
— Еще никогда в стране не было такой ситуации с сахаром, как сейчас. Несмотря на наличие сахара в Госкомрезерве, из-за границы практически беспрепятственно ввозятся десятки тысяч тонн сахара-сырца сомнительного качества,— заявил на пресс-конференции журналистам владелец газеты «Сільські вісті» Иван Сподаренко.
В период сахарного бума уже не один год подряд Госкомрезерв закупает и ввозит тростниковый сахар в объемах 200—400 тыс. тонн на сахарные заводы, где его перерабатывают, а на средства, вырученные от продажи несколькими месяцами позже, закупают отечественный сахар, выработанный из свеклы. Но в этом году накатанная схема вызвала сопротивление сахаропроизводителей. Понимая, что выход зарубежного сахара на украинский рынок все равно состоится, они предлагают сделать хотя бы небольшую отсрочку и отложить его переработку до конца сезона, отдав приоритет производству отечественного продукта из свеклы.
— Сахарный конфликт, конечно же, развит искусственно, ведь ежегодно на протяжении пяти лет сотни тонн сырца негосударственными структурами завозились в еще более значимом количестве, и при этом предприниматели планировали получить кое-какие доходы, то есть этот сахар ввозился, перерабатывался и давал возможность пережить пиковое напряжение — убежден советник премьер-министра Сер Пашинский.— Заморский сахар — предохранитель от повышения цен, и он уйдет с рынка, когда через три недели в сентябре появится наш, украинский. Тогда у отечественного производителя будет закуплено 250 тысяч тонн продукта из нового уая по цене 3—3,20 грн. за килограмм. Только государство может навести порядок на рынке, но сейчас мы видим здесь такое сопротивление, как будто отечественный производитель боится этой конции. Программа государственных интервенций на рынке сахара заканчивается 10 сентября — с момента запуска наших национальных производителей.
— Ввозить в Украину сахар-сырец — все равно, что в пустыню завозить песок —утверждает председатель ассоциации «Укрсахар» Николай Ярчук.— Сыр-бор разгорелся из-за ввоза партии контрабандного сахара-сырца. При этом исчезли и владельцы груза, и сопровождающие документы. Кто же ввез в страну 41 тысячу тонн сахара-сырца? Ведь в Украине его достаточно, есть возможность наполнить внутренний рынок из расчета 38 килограммов на человека по цене 3,50 грн. за килограмм. Цены стабилизировались, потребности в импортном сырце нет, а эта партия подрывает экономику страны.
Тем временем заместитель председателя Госкомрезерва Роман Головин утверждает, что конфликт разгорается и из-за самих производителей, которые первыми хотят заработать легкие прибыли от переработки завезенного сахара, но получить сырец смогут только те заводы, которые смогут его перерабатывать.
— Стоит вопрос: кто раньше завозил этот сахар-сырец, хотя до этого вопрос был в том, сколько его ввезти — 350 или 230 тысяч тонн. Кстати, раньше никто перед сезоном сахароварения не беспокоился о том, что он будет завезен, а сейчас по этому поводу подняли шумиху. Уже на следующей неделе Госкомрезерв начнет закупку сахара в регионах, пытаясь покрыть расходы производственников. Постепенно цены на рынке успокоятся. Будем надеяться на то, что украинская сахароэпопея вскоре завершится.
Значит, сахарный кризис, который ударил вначале по карману потребителей, а потом и по имиджу правительства, можно считать, утихает. Министр аграрной политики Александр Баранивский уверен, что цена на сахар уже падает, и нет никакой необходимости продавать его по 5-6 гривен за килограмм. На сегодняшний день цена сахара на прилавках магазинов составила 3 гривны 30 копеек. Предположительно, цена на сладкий продукт начала снижаться именно после ввоза сахара-сырца. Министр аграрной политики предполагает, что непосредственно на рынке бразильский сахар-сырец еще даже не успел появиться, а всплеск цен вызван, в первую очередь, приближением сезона сахароварения. 25 августа сахарные заводы заработают, и появление нового сахара таки припугнет тех, кто удерживает старые запасы, набивая баснословную цену:
— Именно я еще две недели назад говорил, что на 1 августа остаток сахара составляет 560 тыс. тонн, а мы употребляем за месяц 150 тыс. тонн. Значит, по состоянию на 1 сентября у нас будет переходного сахара (т. е. сахара из свеклы уая прошлого года.— Прим. ред.) 400 тыс. тонн. Но пришлось завезти более дешевый сахар-сырец, ведь у нас был ряд сложностей. К примеру, если стоимость тонны горючего в апреле составляла 2400 грн., то сейчас она может достигать и 4000 грн. Себестоимость сахарной свеклы тоже возросла. Потому и цена не может быть такой, какой была раньше. Кроме того, крестьянину ежегодно надо ремонтировать и закупать новую технику, а потребителю должны продать за ту цену, на которую он рассчитывает. Ведь сельскохозяйственные отношения — это тот же бизнес. Если крестьянину выгодно выращивать ту или иную продукцию, он ее будет и выращивать, и продавать, и, соответственно, на ней зарабатывать. Но если ее производство будет убыточным, то рано или поздно он откажется от ее культивации.
Сельхозпроизводители ставят вопрос ребром: или закупочную цену тонны сахарной свеклы поднимут до 230—240 грн., или им не миновать банкротства. Учитывая то, что не везде удастся этого добиться, нынешний год может стать годом «похорон села». Доает все — горючее, удобрения, стареет техника, соответственно, цена готового продукта не может оставаться на прежнем уровне. Самые сознательные производители понимают, что воевать с правительством бесполезно, главное — найти нужные механизмы защиты отечественного производителя. Кроме того, государство должно профинансировать внедрение лабораторного контроля за качеством и производимой, и ввозимой продукции, ведь покупая зарубежный сырец мы должны быть застрахованы от покупки недоброкачественного сырца с примесями тяжелых металлов.
На сегодняшний день в Украине работает 121 сахарный завод. Сколько из них останутся на плаву по прошествии сезона 2005 года — достоверно не известно никому. По техническим показателям отрасли мы отстаем от запада на 30 лет, а средств на переоборудование по-прежнему днем с огнем не найдешь.
Есть в отрасли и энтузиасты своего дела. Они берут кредиты под переоборудование предприятий, строят новые экспериментальные заводы с большей рентабельностью, но для того, чтобы их запустить, украинским производителям сахара по-прежнему нужны определенные гарантии от государства, ряд льгот, например, снижение тарифных ставок налога на землю и гарантия закупок готовой продукции по приемлемым ценам.
Вячеслав Глембоцкий
ELCOMART.NEWS
agrinews.com.ua