Нет нужды говорить, что компания Danone, основанная более восьми десятилетий назад в Барселоне греческим торговцем оливковым маслом, семья которого переехала во Францию, потом в США, а потом опять в Европу, является многонациональной корпорацией.
Но на этой неделе во Франции производителя йогурта и минеральной воды Alpine называют национальным символом, сокровищем, которое должно остаться в руках французов.
В последние две недели на парижских финансовых рынках циркулируют слухи, что американский гигант "Пепси-Кола", производящий пищевые продукты и напитки, подумывает о недружественном поглощении Danone.
Пока эти слухи ничем не подтверждаются, но акции Danone взлетели, установив 15-летний рекорд. А французский политический истеблишмент превосходит сам себя, выражая враждебное отношение к гипотетическим устремлениям "американского людоеда", как выразилась газета Le Figaro.
В среду вопрос поднялся до уровня премьер-министра. Доминик де Вильпен заявил на пресс-конференции, что, хотя он не хочет комментировать рыночные слухи, он вызвал к себе генерального директора Danone Франка Рибу, чтобы заверить его в правительственной поддержке и защите от неугодных соискателей, сообщило агентство France Presse.
"Группа Danone является одним из сокровищ нашей индустрии, и мы, конечно, защитим интересы Франции", – добавил Вильпен.
Его участие является иллюстрацией культурной войны в защиту компании, которая продает 1,5 млрд бутылок воды в год и которой принадлежит около 20% мирового рынка свежего молока. Это лишь один пример негативной реакции на глобализацию, которому предшествовали попытки Италии помешать голландцам и испанцам купить их банки и сопротивление Британии претензиям Германии на Лондонскую биржу.
Подобные чувства особенно сильны во Франции
"Французы в целом очень плохо относятся к американским многонациональным корпорациям", – заявил Пьер Лабасс, один из авторов книги "История Danone", вышедшей в 2003 году.
Крупные американские компании считают "бездушными, интересующимися только деньгами, воплотившими в себе худшие аспекты глобализации", добавил Лабасс.
По его словам, французское общество реагировало бы гораздо спокойнее, если бы речь шла о поглощении Danone компанией Nestle, зарегистрированной в Швейцарии.
Проав Лондону в борьбе за Олимпиаду-2012 года и получив в мае политический удар от избирателей, отвергших европейскую конституцию, французские политики сплотились вокруг Danone в битве между ведущим продуктом Danone, водой Evian, и производителем газированной колы, которую французы презрительно называют американским шампанским.
Первым высказался Патрик Ольер, правящей партии и председатель комиссии по экономическим вопросам в Национальном собрании. Во вторник Ольер заявил, что его "очень беспокоит мысль" о том, что Danone может "пасть жертвой "Пепси-Колы".
В среду министр труда Жан-Луи Борлу назвал Danone "не просто драгоценностью". Он сказал, что Danone необходима фермерам, которые продают компании молоко, а также мелким и средним компаниям, которые связывает с ней свой бизнес. Правительство, добавил он, "сделает все возможное, чтобы помешать поглощению".
По мнению финансовых аналитиков, Danone, акции которой продаются на открытых торгах, мало что может сделать, чтобы помешать поглощению, если таковое планируется.
Но источники, близкие к обеим компаниям, сомневаются в том, что "Пепси-Кола" начнет поглощение Danone. Источник, близкий к "Пепси", заявил, что компания рассматривала идею поглощения Danone "много раз".
Некоторые банкиры, специализирующиеся на компаниях, производящих потребительские товары, считают, что Danone пустила слух о поглощение, чтобы начать войну претендентов в надежде расшевелить Nestle и других потенциальных покупателей либо поднять цену акций.
Вне зависимости от сути дела, политическая риторика, изображающая Danone в цветах французского флага, не слишком согласуется с историей компании. Danone была создана в 1919 году в Испании Исааком Карассо, который провел свои детство и юность на территории нынешней Греции. Карассо усовершенствовал производство йогурта, сочетая современную технологию с традиционными греческими рецептами.
Спустя 10 лет его сын Даниэль перевез семью во Францию, где Исаак Карассо умер. Во время нацистской оккупации Франции Даниэль Карассо, будучи евреем, доверил управление компанией друзьям и бежал в США, где продолжил продавать йогурт, но американизировал название компании, превратив его в Dannon.
Карассо вернулся в Париж в 1951 году, чтобы оживить европейский бизнес. Последовали слияния с промышленным производителем сыра Gervais в 1967 году и производителем стеклотары и напитков BSN в 1973 году. Эти слияния придали компании нынешний французский характер.
Лабасс говорит, что многие французы питают теплые чувства к Danone, потому что возглавившего ее главу BSN Антуана Рибу уважали за отношение к сотрудникам и общественное мышление. "Имя Антуана Рибу ассоциируется с компанией, которой близки интересы общества и окружающей среды, – заявил Лабасс. – Он принимал проблемы сотрудников близко к сердцу".
Рибу умер в 2002 году, а его место во главе компании занял его сын Франк.
Даниэль Карассо, между тем, приближается к своему 100-летнему юбилею. Говорят, что йогурт продлевает жизнь.
Inopressa
agrinews.com.ua