Авиационная отрасль у нас в стране, как оказалось, на месте не стоит. Более того, правительство всерьез решило объединить в тандем усилия государственных предприятий-авиапроизводителей. Национальное научно-производственное объединение «Антонов» будет создано в самое ближайшее время, а точнее – в двухнедельный срок. Соответствующее постановление Кабинета министров прокомментировал Министр промышленной политики Владимир Шандра.
На пресс-конференции, состоявшейся во вторник, министр обнародовал состав участников ННПО. Ими стали столичное Государственное предприятие «Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова», Киевский государственный авиационный завод «Авиант», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, Государственное предприятие «410-й Киевский авиаремонтный завод гражданской авиации» и часть Государственного научно-исследовательского института авиационных технологий.
Около 22 тысяч единиц авиационной техники было создано за весь период существования украинской авиапроизводящей отрасли, сейчас же темпы производства катастрофически упали. Но, по оценкам специалистов, в результате создания корпорации, их можно поднять до нужного уровня. При этом, внутренний украинский рынок для будущей корпорации будет слишком мал, и в поисках рынков сбыта придется ориентироваться на зарубежного заказчика. Для этого надо будет еще и наладить схему качественного гарантийного обслуживания.
На рынке авиационной техники Украина по состоянию на сегодняшний день заняла свою нишу производителя пятидесятиместных самолетов — Ан-140 и Ан-74. Сейчас выпуск этих моделей исчисляется единицами. Но есть и разработки покрупнее – абусы, вмещающие до 100 пассажиров — взять к примеру Ан-148, над которым в конструкторских бюро кипит работа в настоящее время. Но производители зачастую не находят между собой общего языка, правила ы постоянно меняются, везде чувствуется нехватка средств… Если объединение в концерн поможет как можно скорее устранить эти проблемы, то можно будет говорить о серьезных перспективах. Ведь с учетом наших потенциалов, недорогой рабочей силы, произведенная в Украине техника получится гораздо дешевле зарубежных аналогов, а по некоторым техническим характеристикам будет гораздо лучше их.
Что касается капиталовложений в отрасль, то здесь дела пока обстоят довольно туго. В Украине очень мало потенциальных спонсоров готовых вкладывать в авиастроение суммы с шестью нулями, не говоря уже и о девятизначных цифрах. Поэтому пока одним из наиболее вероятных инвесторов является Россия. Но уже налажены контакты с рядом иностранных государств, в том числе с Египтом, предусматривающие производство и поставку нашей авиатехники. Усилился интерес к нашим самолетам и со стороны Израиля.
Одним из первоочередных заданий в процессе объединения предприятий в корпорацию является оценка их активов – процесс сам по себе довольно длительный. В результате оценки будет определен уставной фонд, а затем произведено акционирование участников. Но и здесь есть преграды, например, судовая тяжба между АНТК им. Антонова и Харьковским авиазаводом. Дела о долгах многократно рассматривали в различных судебных инстанциях, которые выносили совершенно разные приговоры. Против объединения в концерн еще некоторое время назад выступали руководители АНТК им. Антонова и «Авианта», но и их удалось убедить в необходимости создания единой корпорации.
Как мы понимаем, от успеха объединения зависит судьба всего отечественного авиастроения в целом. Соответствующие документы сейчас активно готовятся юристами Кабмина. Текст устава корпорации должен быть подан на рассмотрение Министерства промышленной политики в месячный срок. Кто же возглавит кресло главы объединения – пока держится в тайне. На первые должности есть несколько вероятных претендентов, уже занимающих руководящие посты, и к их числу могут со временем добавиться новые кандидатуры.
ELCOMARTновости Вячеслав Глембоцкий
agrinews.com.ua