С момента появления в Украине мобильные телефоны служили не только средством коммуникации, но и выражали принадлежность к определенному классу. Цена и модель телефонов определяли социальный статус владельцев, которыми, в основном, являлись представители бизнес-кругов.
Сегодня мобильные телефоны стали одним из неотъемлемых элементов нашей жизни, соединяя партнеров по бизнесу, родственников и друзей во всех точках страны и далеко за ее пределами. Моно- и полифоническая трель раздается из дорогих дипломатов, школьных рюкзаков и миниатюрных дамских сумочек. По прогнозам экспертов, уже к концу 2005 года количество абонентов мобильной связи в Украине достигнет 20 млн. человек. При этом ожидается, что за 2005 год будет продано порядка 10 млн. телефонов.
В современном обществе мобильный телефон стал таким же аксессуаром, как часы, духи и украшения, что требует ответственно подходить к его выбору. Производители, в свою очередь, торопятся представить на суд потребителя все новые и новые модели со значительным перечнем дополнительных функций. Как следствие, открывается все больше магазинов по продаже телефонов и сопутствующих товаров, разобраться в изобилии которых простому посетителю, даже не смотря на наличие продавцов-консультантов, чрезвычайно сложно. Первый же вопрос, где именно покупать телефон, вызывает массу споров и противоречий.
Для того, чтобы помочь всем желающим стать «мобильными» определиться в выборе магазина, в июле 2005 года проект E-ratings компании «Мнемософт Украина» провел независимый рейтинг магазинов мобильной связи города Киева.
Для составления рейтинга использовались следующие данные:
- Результаты телефонного опроса жителей города Киева
- Результаты опроса посетителей сайта e-news
- Экспертный опрос
- Анализ доступной информации о магазинах мобильной связи в сети Интернет
Основными параметрами и критериями для анализа стали:
- Широта ассортимента
- Ценовая градация
- Качество обслуживания
- Количество торговых точек в Киеве и в Украине
- Предпочтения и оценка потребителя
- Экспертная оценка
- Количество и характер доступной информации в Интернет
Согласно результатам рейтинга, первую позицию в рейтинге занял магазин «Unitrade».
Позиция | Название магазина | Балл | % |
1 | Unitrade | 69,3 | 100 |
2 | Астел | 56,5 | 81,53 |
3 | Моби Дик | 44,5 | 64,214 |
4 | UMC | 44 | 63,492 |
5 | Мобилочка | 43,5 | 62,771 |
6 | Евросеть | 25,5 | 36,797 |
7 | Киевстар | 24,5 | 35,354 |
8 | Nokia | 12,1 | 17,46 |
9 | Ситиком | 12 | 17,316 |
10 | Алло | 8,2 | 11,833 |
11 | Мобилка | 8,1 | 11,688 |
12 | Эльдорадо | 8 | 11,544 |
13 | Мобиленд | 7 | 10,101 |
14 | Ньювинд | 5 | 7,215 |
15 | Samsung | 4 | 5,772 |
На вопросы о тенденциях развития рынка мобильной связи Киева любезно согласился ответить директор компании «Unitrade» Владимир Сорокин.
— Каким Вы видите дальнейшее развитие рынка мобильных телефонов Киева в связи с появлением сетей магазинов-дискаунтеров? Каково, по Вашему мнению, место сети Unitrade в данном рыночном сегменте?
— Во-первых, украинский рынок мобильных телефонов демонстрирует стабильный рост, что привлекает на него новых оков и активизирует деятельность уже существующих. Во-вторых, есть четкая тенденция к тому, что каждый из оков начинает искать свою собственную нишу на рынке, уточняет свое позиционирование. Многие магазины и сети начинают ориентироваться на четко определенную целевую аудиторию, а не работать “для всех и каждого”. В-третьих, рынок становится всё более цивилизованным, покупатели – более “подкованными” в технических вопросах и более требовательными к уровню сервиса. Кроме того, на данный момент существует достаточно выраженная тенденция к сегментации рынка мобильных телефонов, поэтому не совсем корректно сравнивать, скажем, продавцов‑дискаунтеров и продавцов, нацеленных на аудиторию обеспеченных покупателей. Что касается перспектив нашей компании, я уверен, что несмотря на достойных соперников, нам и в будущем удастся сохранять свои лидирующие позиции. На данный момент мы проделали большую работу по модернизации бизнес-процессов в компании, по разработке обновленной стратегии маркетинга. Мы рассчитываем, что результаты этой работы и будут тем инструментом, с помощью которого мы будем расти и развиваться дальше.
— Если говорить о сегментации рынка, на какого покупателя ориентируется Unitrade?
— Наша целевая аудитория – это обеспеченные люди. Но наши цены доступны и другим категориям покупателей. Просто именно для людей с высоким уровнем достатка уровень сервиса, широта ассортимента, новинки, консультации являются наиболее весомым фактором при выборе: куда пойти за покупками. И как показывает практика, они в первую очередь обращают внимание именно на это, а цена для них уже вторичный фактор.
— Что, на Ваш взгляд, отличает Unitrade от контов?
— Помимо нашего формата - комбинации товарных направлений, которая на рынке Украины присуща практически только нашей компании, принципы, которые положены в основу формирования ассортимента. Мы предлагаем нашим покупателям не только сами устройства, но и широкий выбор аксессуаров к ним. Кроме того, мы производим жесткий отбор техники, которая попадает к нам на витрину. Только ведущие производители, только качественная техника, только сертифицированный товар. Всё это, вкупе с гарантийным и сервисным обслуживанием, помогает нам застраховать покупателей от всех возможных проблем с товаром. Поэтому подавляющая часть техники, представленной у нас – это продукция ведущих мировых производителей, так называемых A-брендов. Особое внимание мы уделяем набору предоставляемых клиенту услуг и профессионализму нашего персонала.
Заболотный Игорь, директор магазина „СтарКом” (Обухов)
Среди киевских сетей магазинов хотелось бы выделить «Астел», которая за последнее время начала интенсивно развиваться. Хотя в магазинах «Астел» не такой большой выбор мобильных телефонов и аксессуаров к ним как в «Юнитрейде», но тем не менее консультанты в этих магазинах стараются не оставить без внимания ни одного клиента. Консультанты стараются подобрать индивидуальный подход к каждому клиенту. Ответы на задаваемые вопросы стараются изложить в доступной форме.
Если рассматривать рынок мобильной связи более широко, то нужно выделить и небольшие магазины, которые обеспечивают данной группой товаров небольшие города. Потребитель в своем городе сможет получить нужную информацию, приобрести нужный вид товара. Кроме того, в таких небольших магазинах более лояльные цены нежели у крупных компаний. Что касается вопроса о развитии технологий мобильных телефонов, то на данное время операторы мобильной связи не успевают разрабатывать и запускать в своих сетях те функции, которые уже есть в терминалах. В связи с этим, потребители которые покупают многофункциональные телефоны не могут воспользоваться ими полноценно.
Благодарим сотрудников магазинов «Алло», «Моби Дик», «Старком», «Мобиленд-UMC», «Астел», «Мобільні телефони», «Стар Телеком» за предоставление экспертной оценки.
agrinews.com.ua