Вице-премьер по вопросам подготовки к Евро-2012 - министр инфраструктуры Борис Колесников признал во время встречи с Президентом Виктором Януковичем, что именно «автодороги являются головной болью домашнего Евро». О нынешнем состоянии украинских дорог и перспективах их обновления за счет инвестиций рассказал в интервью РБК-Украина заместитель председателя Укравтодора Евгений Прусенко.
РБК-Украина: Какие среди автодорог, строящихся и реконструируемых к Евро-2012, Вы назвали бы наиболее сложными? Какие бы выделили по приоритетности?
Евгений Прусенко: Сложные? Много сложных участков. Сегодня говорить, что одна сложнее другой... Сложнее там, где у нас крупные города, потому что, как правило, с землей сложно на обходах. С коммуникациями очень трудно, так как их очень много. И водоводы и газопроводы высокого давления - нужны переносы. С грунтовыми карьерами тоже очень трудно. Так, например, в Донецкой области мы вынуждены будем использовать шахтные терриконы.
Сложны те участки, которые требуют реконструкции с отводом земли, в частности - в полосе отвода дороги. Если земли не наша, то за пределами полосы отвода нужно ее выкупать или изымать для общественных нужд. А это всегда время и это согласование, работа с местными общинами. То есть, это требует времени.
По приоритетности. Мы должны иметь нормальный проезд от западной границы через Львов в Киев, от Киева до Харькова, от Киева до Донецка. А также от Харькова до границы с Россией. И от Донецка до границы с Россией. Все они важны.
РБК-Украина: Сколько вообще средств нужно для того, чтобы все необходимые направления закрыть?
Евгений Прусенко: В государственной программе подготовки дорог к Евро-2012 - 33, 4 млрд грн. Из них 9,05 млрд - внебюджетные источники. За 2008-2009 гг. получилось 12,5% от этого в деньгах. В прошлом году 3,5 - именно на Евро-2012. В этом году - где 9,1-9,2.
РБК-Украина: Это в процентах?
Евгений Прусенко: Нет. В миллиардах.
РБК-Украина: Как будет с негосударственными ресурсами? На какую сумму инвестиционных средств можно ожидать?
Евгений Прусенко: Я думаю, что это очень спорный вопрос. К Евро-2012 очень мало привлечено негосударственных, частных инвестиций. Основной груз не только по подготовке дорог, но и вообще к Евро, лег на бюджет. Есть такая проблема.
РБК-Украина: Сейчас в Украине за небюджетные средства строятся только автодороги, которые финансируются за средства международных организаций?
Евгений Прусенко: Да. Государство плюс кредиты под государственные гарантии.
РБК-Украина: В насколько полном объеме Вы сегодня получаете финансирование?
Евгений Прусенко: Если в прошлом году мы говорили о 14% процентов от минимальной нашей потребности, то сегодня говорим - до 30% от минимальной потребности. Так что денег мало.
Наша главная проблема - это отсутствие ресурсов финансирования. Причем эта проблема устарела. Когда 10-15-20 лет все время идет недофинансирование - оно становится хроническим. И даже, если выйти на необходимый уровень, и то его очень трудно быстро исправить.
Кроме того, я не сказал, что у нас техническая база, особенно в эксплуатационном содержании дорог, полностью соответствует современным технологиям. Так, на переоснащение дорожной техники было выделено: в 2003 г. - 584 единицы техники (за 158 млн), в 2004 г. - 193 единицы техники, в 2005 г. -198, в 2006 г. - 417, в 2007 г. - 808, в 2008 г. - одна, в 2009 г - одна, в 2010 г. - ни одной. Мы честно ничего не успели купить, потому совсем не было денег. В этом году будет около 200 единиц. Потихоньку мы идем на то, чтобы закупать новую технику.
РБК-Украина: А почему качество дорожного полотна дорог, которое строят за средства международных организаций, проверяют независимые компании, а дороги, которые строятся за счет бюджета - отечественные организации?
Евгений Прусенко: Потому что для этого же нужны деньги. А у нас есть соответствующие службы. Это (международный) контроль стоит на порядок дороже, чем контроль со стороны наших служб автодорог. И потом, это не такие сложные работы, чтобы нужно было снимать независимые инженерные компании. Думаю, что мы можем сами сделать и проконтролировать.
Беседовал Алексей Беловол
Инф. rbc
agrinews.com.ua