Одна из самых энергоемких экономик мира пытается встать на европейский путь жесткой экономии энергоресурсов.
Посол Швеции в Украине Стефан Гуллгрен удивляется каждый раз, когда при температуре минус двадцать на улице ему приходится открывать в своем киевском офисе окна настежь. «У вас температура радиаторов не регулируется, поэтому огромное количество тепла тратится впустую, уходит в открытые окна», — жалуется он. «Меньше используйте кондиционеры и пройдите сто метров до супермаркета пешком — это лучше, чем садиться ради этого в автомобиль», — рекомендует первый секретарь сектора энергетической политики посольства Великобритании в Украине Нил Калленс. На Западе уверены, что эра дешевых энергоносителей закончилась и уже никогда не вернется. Пришло время это усвоить и нам.
Своим видением того, что нужно сделать украинцам, чтобы уменьшить энергоемкость экономики страны, дипломаты, финансисты и представители крупного бизнеса делились во время Второго Европейско-Украинского Энергетического Дня, который прошел 30-31 мая в Киеве. Показатели энергоемкости нашей страны одни из наихудших в мире. Они примерно в три раза выше, чем в большинстве индустриально развитых стран Европы. По энергоемкости производства Украина практически не уступает богатой на природные ресурсы России. Учитывая зависимость от импортных энергоресурсов, а также большую роль промышленных предприятий в экономическом балансе страны, для крупных отечественных компаний решение проблемы энергоемкости — один из ключевых аспектов на пути стабильного развития.
Сообщество экономии
В сентябре 2010 года в столице Македонии Скопье министр топлива и энергетики Юрий Бойко подписал протокол о вступлении Украины в Европейское энергетическое сообщество. В связи с этим украинский план действий по улучшению энергоэффективности должен разрабатываться в соответствии с директивами ЕС. Так, до 2018 года мы должны снизить энергоемкость на 9%.
Глава делегации Европейского союза в Украине посол Жозе Мануэль Пинту Тейшейра рассказал, что энергетическая стратегия ЕС предполагает уже до 2020 года сократить на 20% выбросы парниковых газов относительно 1990 года и увеличить долю возобновляемых источников в энергобалансе до двадцати процентов. «Экономические выгоды от политики экономии очевидны — это уменьшение ежегодных платежей за потребление электроэнергии на 200 млрд. евро, а также уменьшение счетов домохозяйств на три четверти», — рассказывает посол. При этом он отметил, что вступление Украины в Энергетическое сообщество является весомым доказательством растущего партнерства с ЕС и желания нашей страны улучшить энергоемкость экономики. Г-н Тейшейра акцентировал на готовности Европейского союза продолжать финансировать ряд проектов, направленных на улучшение энергоэффективности Украины. В частности, в муниципальном секторе.
Глава ЕБРР в Украине Андре Куусвек рассказывает, что банк работает над тем, чтобы перейти к финансированию проектов по производству энергии из возобновляемых источников. «Мы начинаем сотрудничество с «Укргидроэнерго». Хотелось бы также финансировать и частные компании: уже имеем 37 заявок по биогазу, пеллетах, ветровой энергетике. Вскоре это превратится в конкретные проекты», — уверен Андре Куусвек.
Ильдар Газизулин из Международного центра перспективных исследований считает, что без значительных инвестиций рекомендации не будут выполнены.Чтобы выйти на текущий европейский уровень энергоэффективности, в течение последующих 20 лет необходимо инвестировать $110 млрд. «Сейчас крупные компании будут думать, какие технологии закупать, каких требований нужно будет придерживаться в вопросе сокращения энергопотребления на протяжении 20 лет. Поэтому важно понимать, что Украина будет четко придерживаться взятых при вступлении в энергосообщество обязательств», — отмечает эксперт. При этом он считает, что платить цену адаптации страны под европейские условия должен бизнес, поскольку в энергосекторе грядет полномасштабная приватизация. «Постепенно экологическое законодательство Украины становится более жестким», — рассказывает Ильдар Газизулин и приводит пример Налогового кодекса, который увеличил налоги на экологию. Но главным стимулом может стать стремление экспортировать в страны ЕС произведенную в Украине продукцию.
Несмотря на то что через год-два в нашей стране ожидается реализация сразу нескольких масштабных проектов по производству электроэнергии из возобновляемых источников (ВЭС и СЭС), глава Государственного агентства Украины по энергоэффективности и энергосбережению Николай Пашкевич уверяет, что отечественная энергосистема пока не готова к функционированию в ней большого количества электроэнергии, произведенной из альтернативных источников. «Энергосистема Украины может не выдержать, если в ней быстро создать большое количество «зеленых» электростанций. Необходимы дополнительные инвестиции для развития сетей», — заявляет чиновник. Николай Пашкевич уверяет, что к осени его агентство сможет представить «дорожную карту», которая бы показала, какие участки необходимо модернизировать, чтобы в полной мере принять инвестиции в «зеленую» электроэнергетику.
Своими силами Несмотря на то что по ключевым показателям энергоэффективности Украина находится на предпоследнем месте в мире (перед Конго), у нас есть и позитивные результаты. За последние десять лет потребление энергоресурсов практически не изменилось, но ВВП при этом вырос на 78%. Энергоемкость сокращалась в среднем на 6% ежегодно. Наибольшие успехи по снижению энергоемкости были достигнуты в промышленности. Общее энергопотребление сократилось за это время на 10%. Почти не изменилось потребление на транспорте. В то же время наибольший потенциал по энергосбережению находится в секторе жилищно-коммунального хозяйства. На обогрев зданий в Украине тратится энергии вдвое больше, чем в ЕС.
Директор по связям с общественностью и коммуникации группы СКМ Наталья Емченко рассказывает, что в борьбе за снижение энергоемкости экономики наиболее сложная задача — это поменять менталитет. Что же касается СКМ, то ежегодный вклад в повышение энергоэффективности на предприятиях группы составляет не менее $200 млн. «Но чтобы кардинально изменить ситуацию, недостаточно усилий только бизнеса. Необходима полная консолидация усилий всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса и домохозяйств», — объясняет Наталья Емченко.
Стефан Гуллгрен, опираясь на шведский опыт сохранения энергии, верит, что это по силам и нашей стране. «Нам понадобилось двадцать лет для того, чтобы в муниципальном секторе достичь доли возобновляемых источников в 90% — рассказывает он. — И я не вижу, почему это невозможно в Украине. Сделайте это вашим высшим политическим приоритетом и начните наказывать за неэффективное использование ресурсов».
Игорь Гошовский
Инф. investgazeta
agrinews.com.ua