Эрик Найман, д.э.н., партнер ИК «Капитал-Таймс», о том, к чему следует быть готовой Украине.
В апреле МВФ опубликовал очередной полугодовой отчет о динамике мировой экономики. В нем много страхов перед растущими ценами на нефть и инфляцией. Видимо поэтому МВФ существенно улучшил прогноз по курсу российского рубля, от которого сейчас ожидает более заметного укрепления. А от украинской гривни эксперты Фонда не ждут ничего нового (по-прежнему ослабление в 2012 году на 5% от текущего уровня до среднегодовых 8,41 за доллар). Относительно валют развитых стран МВФ продолжает делать ставку на укрепление доллара США, хотя уже не так оптимистично, как это было в октябре 2010 года. Пожалуй, самое интересное, что эксперты Фонда заметно ухудшили прогноз по динамике китайского юаня, ожидая ослабление этой азиатской валюты против доллара, несмотря на то что подавляющее большинство сегодня ждет укрепления юаня.
Даже в условиях восстановления глобальной экономики Украина заметно отстает от темпов роста в России. Хотя корреляция между динамикой ВВП Украины и России составляет высокие 0,97, украинская экономика сокращается гораздо быстрее российской в условиях спада, а когда мировая торговля восстанавливается, растет медленнее. Ссылка на то, что Россия выывает от высоких цен на энергоносители, представляется неубедительной, если провести сравнение с Беларусью. ВВП на душу населения в последней окажется по итогам 2011 года больше украинского почти в два раза (российский ВВП на душу населения больше украинского почти в четыре раза). Динамика российской и украинской экономики синхронна, несмотря на различные воздействия дорогих нефти и газа на Россию и Украину. И только платежный баланс импортера энергоносителей Украины находится на противоположном полюсе относительно чистого экспортера России. То есть экономика Украины зависит от России и сегодня выывает от роста цен на сырье, одновременно накапливая валютные риски. Последние компенсируются внешними займами (в том числе из той же России). Такая синхронизация усиливает ориентацию стран СНГ на Россию и способствует восстановлению экономического прообраза Советского Союза.
И хотя базовым сценарием для МВФ остается всего лишь замедление темпов роста мировой экономики, можно выделить как минимум три угрозы для столь оптимистичного взгляда. Первая угроза исходит от наиболее раскрученных развивающихся стран. Так, жесткая посадка экономики Китая или Бразилии может спровоцировать пресловутую вторую волну кризиса. В этом случае неизбежно падение сырьевых цен и валют. В России и Украине денег будет меньше, а значит, у нас также последует кризис.
Вторая угроза — нефтяной и/или продовольственный шок. Цены на энергоносители взлетают выше небес. Россия купается в нефтедолларах. Украина хотя и будет иметь большое негативное торговое сальдо, восполнит дефицит валюты за счет притока российских капиталов. Увеличится экономическая и политическая привязка Украины к России. Дорогие удобрения и посевная могут привести к падению продуктивности сельского хозяйства. Соответственно усилится зависимость от климатических условий, когда один-два неурожайных года могут привести к социальным протестам, росту национализма и протекционизму вплоть до развала ВТО.
Эрик НайманТретья угроза — провал проекта «Глобализация» из-за протекционизма или бесконтрольной инфляции, что приведет к дефолту или будет следствием дефолта США (затем по цепочке Японии и еврозоны). Развитые страны пойдут на одностороннее нарушение правил ВТО, что означает сворачивание проекта глобализации (или его приостановку). Это ухудшит условия мировой торговли. Правительства потеряют контроль над бюджетом и госдолгом. Кто-то пойдет на безудержную эмиссию, а кто-то заморозит госрасходы. Если США не смогут финансировать военные расходы, Штаты потеряют роль мирового полицейского. Это приведет к краху глобальной экономики и угрожает крупными региональными военными конфликтами. Возможны перебои с поставкой импортных товаров по всему миру. Возникнет мир G0, когда нет ни одного лидера (или реальной группы стран-лидеров). Группа BRICS, созданная с подачи аналитиков Goldman Sachs, интересна скорее политикам и журналистам, но не основана на реальной экономике. G7 слишком стара и не имеет возможности продолжать удерживать на своих плечах глобальную экономику. Создание G20 ничего не улучшило, так как развивающиеся страны имеют свои интересы, отличные от интересов развитых стран. В этом случае существенно возрастает риск третьей мировой (первой ядерной) войны. Максимальный риск видится в Кашмире, на стыке двух религий ядерных держав Индии и Пакистана.
Так что, хотя мы и можем надеяться на лучшее, но на всякий случай нужно быть готовым и к худшему.
Инф. investgazeta
agrinews.com.ua