Как не уснуть за рулем и без приключений добраться до нужного места?
Советует кандидат медицинских наук, доцент кафедры нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, невролог Михаил Гурьевич Полуэктов
"Сонный" закон
На первый взгляд вождение в полусонном состоянии – это всего лишь проблема того, кто за рулем. Если же разобраться, то все гораздо серьезнее. Невыспавшийся человек – все равно что пьяный человек. Состояние водителя, который не спал 20 и более часов, равносильно ьному опьянению, пишет sunhome.
Даже если недосыпать всего лишь 1 или 2 часа за ночь, то способность управлять автомобилем существенно ухудшается. А значит, замедляется быстрота реакции, появляются невнимательность и ошибки в вождении, нарушается координация движений. Все это может привести к довольно плачевным последствиям на дороге.
Согласно статистике, количество несчастных случаев, произошедших по вине или при участии сонного водителя, превышает число аварий по другим причинам. В Америке, в штате Нью-Джерси, даже был принят закон, который определяет юридическую ответственность водителя за езду в сонном состоянии.
Женщина за рулем
Сонливость за рулем – это важная проблема работающих женщин и особенно в крупных городах. Потому что современный ритм жизни ведет к ощутимым перегрузкам, в первую очередь на работе. Горожанкам приходится трудиться больше, чем им этого бы хотелось и чем заложено природой в женском организме. Если говорить проще – они работают столько, что на сон просто не остается времени.
А еще нужно уделить время родным, друзьям, да и просто сходить куда-нибудь повеселиться. Вот и получается, что по сравнению с их предшественницами они стали спать на 20–25% меньше.
С синдромом недостаточного сна сталкивается практически каждая жительница мегаполиса. Это вполне научный термин, который обозначает, что женщина постоянно ограничивает себя во сне ради других интересов, будь то работа, развлечения или что-либо другое. Причем, что примечательно, она делает это добровольно и часто в течение длительного времени. Так что хронический недосып – эта самая частая причина сонливости у горожанок.
К появлению дневной сонливости приводят и нервные расстройства. Если говорить о бизнес-леди, то это "синдром менеджера". Женщина настолько погружается в работу, что и вечером не может забыть о дневных проблемах, постоянно прокручивая в голове события прошедшего дня и строя планы на будущее. Она не может переключиться, расслабиться и позволить себе спокойно заснуть.
Еще одна из причин – это нарушения сна, чаще всего трудности с засыпанием. Существует даже такой термин – психофизиологическая бессонница. Эта ситуация, когда на следующий день нужно встать пораньше, потому что предстоит какое-то важное дело. Женщина ложится раньше, но не может уснуть. А все из-за того, что она постоянно накручивает себя, говоря, что "надо быстрее заснуть, а то не высплюсь, будет болеть голова, а завтра важное совещание…"
Рассуждения можно продолжать бесконечно, главное – что она вконец изматывает себя, засыпает через три часа, а утром просыпается выжатая как лимон.
Психологическая бессонница встречается у относительно здоровых людей, а между тем есть немало наших соотечественниц, которых беспокоят различные неврологические проблемы. Например, широко распространены неврозы и депрессии, они достаточно типичны для женщин. Хотя многие не причисляют их к разряду заболеваний, считая чем-то несерьезным. И напрасно, так как именно неврозы могут сильно "испортить" жизнь. Повышенная димость у тех, кто страдает этими недугами, отражается именно на сне.
Также влияют и гормональные особенности женщин – так называемый предльный синдром. Он часто сопровождается нарушениями сна из-за повышенной димости и раздражительности. И как следствие – дневная сонливость, снижение работоспособности.
На качестве сна сказываются и вредные привычки, например ие. Хотя прямой зависимости между приием к етам и дневной сонливостью нет. Но замечено, что у курящих женщин часто нарушается сон и возникают проблемы с засыпанием. А это прямая дорога к дневной сонливости.
Причиной дневной сонливости могут быть принимаемые лекарства. Это антигистаминные и снотворные препараты первых поколений. Современные лекарственные средства практически не вызывают дневной сонливости. Снотворные последнего поколения выводятся из организма 3–5 часов, чего нельзя сказать об их предшественниках, которые действовали до двух суток.
И, конечно, нельзя не сказать еще об одной причине дневной сонливости – о детях. 10% из них имеют те или иные проблемы со сном. Это значит, что как минимум столько же ых тоже имеют проблемы со сном. И чаще всего это женщины.
Как преодолеть сон?
Первое и самое главное правило – выспаться заранее. Если не получается самой нормализовать ночной сон, то стоит обратиться за помощью к специалисту. Сначала нужно бороться за сон, а потом уже с дневной сонливостью.
Если выспаться все-таки не удалось, а поездку отложить невозможно, то нужно принимать меры:
1) Кофеин – главное средство борьбы с сонливостью во всем мире. Чашка крепкого кофе или чая перед поездкой помогает побороть сон. Хотя действие его недолго – через полчаса – час начинается и через 2–3 часа заканчивается – определенный заряд бодрости он обеспечивает. Но, помните: кофе после обеда оказывает обратный эффект – вызывает еще большую сонливость.
2) Для бодрости можно рекомендовать и растительные адаптогены: женьшень, лимонник, элеутерококк. Они прекрасно тонизируют и частично снижают дневную сонливость. При истощении жизненных сил организма, особенно во время весеннего авитаминоза, их следует принимать курсами. Хотя в форс-мажорной ситуации они оказывают действие и при разовом употреблении. Например, отвар или настойка женьшеня перед поездкой гарантирует заряд бодрости на 2–3 часа.
3) Выбирайте более безопасное время для поездок: нежелательно отправляться в путь ночью или сразу же после полудня. Так как в это время суток внутренние биологические часы дают нам сигналы ко сну. В эти периоды у всех появляется сонливость, независимо от того, выспались они или нет.
4) Пригласите кого-нибудь составить вам компанию. Доказано, что в аварии чаще попадают одинокие водители. Еще лучше, если рядом будет тот, кто умеет водить машину, и в случае необходимости сможет подменить. Радио и магнитофон помогают редко, так как они предполагают пассивное слушание, под которое можно благополучно заснуть. А вот собеседник волей-неволей заставляет реагировать и поддерживать разговор.
E-NEWS
agrinews.com.ua