изм исследуют уже давно и каждый специалист предлагает свою методику лечения. Но очень часто, казалось бы, титанические усилия самого человека, его родственников и специалистов, оказываются тщетными: он снова начинает пить. Почему? Известно, что, кроме физиологической, тяга к ю имеет и психологическую составляющую. О ней, о психологических проблемах людей, имеющих ьную зависимость и прошедших противоьное лечение, о путях решения этих проблем — интервью с ведущим специалистом Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, Президентом Психотерапевтической ассоциации, канд. мед. наук Равилем Каисовичем Назыровым.
ики? настоящие и фальшивые
Что такое изм, ьная зависимость — болезнь, психологическая проблема или вредная привычка?
В самом крайнем случае это действительно заболевание, в основе которого лежат измененные способы биохимической переработки я. Причины возникновения изма до сих пор до конца не изучены. У каждого человека, наверное, найдутся знакомые, которые всю жизнь пьют и не приобретают ьную зависимость, и наоборот — люди, которые стали иками за год-два, буквально на их глазах. А когда медицина не может чего-то объяснить, то объясняет генетической предрасположенностью. Пока научно доказанным считается тот факт, что дети людей, страдавших ьной зависимостью, саются достоверно чаще: генетическая предрасположенность проявляется либо в неограниченной адаптации к ю (больные истинным измом), либо, напротив, в слабой его переносимости, пишет women.itop.
То есть бывает еще и «ложный» изм?
Бывает. Выделяют две группы «ненастоящих» иков. Бытовые пьяницы — люди, для которых в силу социальных причин употребление я становится практически единственной формой проведения свободного времени. Это в каком-то смысле можно назвать дурной привычкой. И есть люди, страдающие «симптоматическим» измом. Наиболее частый вариант — страдающие депрессией (чаще всего скрытой, замаскированной), которые не нашли лучшего способа справиться с сопутствующими этому заболеванию плохим настроением, тревогой, мрачными представлениями о будущем, о своей малоценности.
Как решить неразрешимое?
Какие методы лечения изма сейчас наиболее распространены, считаются наиболее эффективными?
Метода или лекарства, способного вернуть нормальный тип биохимического реагирования организма на ь, пока не существует. Думаю, что его изобретение будет сравнимо с появлением лекарства от рака или СПИДа. Поэтому все современные методы лечения изма по-разному пытаются обойти эту нерешаемую проблему. Например, всем известная детоксикация предназначена для выведения из организма токсичных продуктов распада я.
Круги ада
К сожалению, даже после лечения многие люди вновь начинают пить. При этом зависимость от я только увеличивается. А потом они снова бегут к логам... Почему люди срываются, как это происходит, есть ли выход из этого порочного круга?
Это связано с тем, что люди, страдающие ьной зависимостью, ошибаются, думая, что изм — обычная болезнь, от которой можно полностью вылечиться. Эта иллюзия — что ты здоров и можешь пить, как обычный человек, — сопровождает абсолютно всех иков. Практически все срывы — попытки проверить эту гипотезу.
Большинство людей, страдающих хроническим измом, не могут принять саму мысль о том, что они уже не такие, как все, и «обречены» на трезвость до конца жизни. С другой стороны, есть люди, понимающие и принимающие будущую жизнь без я. Но, поскольку ь уже стал для них неотъемлемой частью всех сфер личностного функционирования, без него их жизнь превращается, без всякого преувеличения, в ад.
Давайте совершим небольшую экскурсию по этому аду. Вот четыре основные жизненные сферы — ные отношения, взаимодействие с родственниками, работа и общение с друзьями и знакомыми.
Круг первый: ные отношения
Хронический изм, как мужской, так и женский, часто бывает связан с проблемами уального поведения; от момента а — ь облегчает первый контакт — до ого акта. Поэтому без ьной поддержки человек оказывается неспособным ни познакомиться, ни перейти к ной фазе общения. Часто бывает так, что мужчина в течение нескольких месяцев и даже дольше воздерживается от я, кое-как поддерживает уальные отношения с женой, а потом срывается — фактически для того, чтобы восполнить дефицит уального общения. Если не научиться строить ные отношения без я, то срыв неизбежен.
Круг второй: родственники
Существует даже такой термин — «жена ика». Это тип женщин, которые могут жить только с иками, эксплуатируя их постоянное чувство вины. В таких патологических семьях, вся жизнь которых пронизана манипулятивными отношениями, муж, бросивший пить и превращающийся в самостоятельную личность, готовый нести ответственность за свои поступки и имеющий свои права, свои требования к ам семьи — реальная угроза разрушения всей этой корявой кон¬струкции. В моей практике был случай, когда жена сбежала от мужа на следующий день после того, как он бросил пить. А через некоторое время очеред¬ной ее избранник стал моим клиентом. .Всего же у нее было четверо мужей, и все — ики...
Для родителей ик — тоже очень удобный объект постоянной заботы, эдакий «вечный ребенок», дающий ощущение собственной нужности. Как это ни парадоксально, ы семьи, так горячо ратовавшие за излечение близкого человека, после того, как он действительно бросает пить, оказываются не в состоянии сами справиться с изменившейся ситуацией. В результате они всеми силами, всей мощью своей привязанности неосознанно толкают человека к принятию я.
Круг третий: работа
Если у человека интересная, напряженная, ответственная работа, связанная с принятием сложных решений, она неизбежно связана и с тревогой за последствия этих решений. Человек пьющий научается снимать постоянную тревогу с помощью я. Лишившись этого способа, он оказывается не способен принимать ответственные решения, фактически оказывается профессионально непригодным к своей должности, профессии.
ик-подчиненный, такой удобный и покладистый, не требующий повышения оклада и улучшения условий труда, не мешающий другим карабкаться по служебной лестнице — тяжелая утрата для руководителя. Поэтому так часто люди, принявшие ответственное решение бросить пить, через некоторое время бывают вынуждены уйти с прежнего места работы. Утрата профессиональной идентичности, работы — тоже плата за отказ от я.
Круг четвертый: друзья и знакомые
Когда человек бросает пить, он неизбежно превращается в изгоя компании, приятели его не принимают или намеренно вовлекают в ьное общение. Ведь человек, который не пьет, является серьезной угрозой для их собственной самооценки, напоминанием о собственных нерешенных проблемах. Кроме того, у большинства людей ь до некоторого времени снимает систему долженствования, дает прорезаться спонтанности, творчеству, делая их душой компании. Лишение такого Тотализатора творческой активности изменяет все поведение человека, делая его, по крайней мере на время, менее интересным для окружающих.
Получается, что ик, по большому счету, выгоден всем, он «удобен в употреблении». Одни с ним пьют, вторые используют, третьи о нем заботятся, четвертые им командуют. И для того, чтобы жить полноценной жизнью без я, нужно сделать еще один очень важный и очень трудный шаг— изменить весь образ жизни.
Круг пятый: наедине с самим собой
Но самые страшные коллизии происходят даже не в общении человека с окружающим миром, а в общении с собой.
ь дает иллюзию того, что решение проблем можно отложить, очень долго помогает не замечать деградацию собственной личности. Когда же человек осознает свою проблему и смотрит трезвым взглядом на то, что он сделал с собой, с собственной жизнью, — эта картина его ужасает. На этом этапе некоторые снова уходят в ь — чтобы не видеть этой страшной картины.
Человек не может жить без смысла жизни. Чтобы этот смысл возник, человек — любой человек — должен преодолеть страх смерти, конечности своего существования, должен пройти очень важную точку — точку бессмысленности, экзистенциальный кризис — и взять ответственность за выбор какого-то конкретного направления будущей жизни. У нормального человека так и происходит: он сначала думает жениться, потом женится; хочет получить образование, затем пугается, после выбирает вуз и только потом поступает в институт... Человек пьющий отказывается от состояния актуального кризиса, от ответственности за эти выборы. И кризисы, которые он от себя постоянно отгонял, возвращаются к нему с десятикратной силой. Какой у езависимого человека способ избегания этой встречи? Напиться до умопомрачения. Или пить постоянно, но немного. Если я сильно пьян, то у меня только одно желание — дойти до кровати, если я слегка пьян, то могу ограничиться просмотром планов на неделю. Стоит только протрезветь, как дальность просмотра жизненных перспектив увеличивается, и на человека наваливается экзистенциальный ужас нерешенных проблем.
Никакое противоьное лечение решить эти проблемы не в состоянии.
Итак, если человек механическим образом становится трезвым, то его жизнь превращается в кошмар, потому что:
- Он оказывается абсолютно одиноким;
- Не способным к человеческой и ной и;
- Профессионально непригодным.
Как в такой ситуации вообще можно жить? Вы лучше спросите — какой есть выход? Если это великий человек, способный к подвигам — он со всем этим справится сам, понимая, что эти проблемы не вечны и их рано или поздно можно преодолеть. Если это нормальный, обычный человек, то ему нужна помощь. Есть как минимум три пути. Или формирование религиозности, то есть обращение к душепопечительским возможностям церкви. Или приход в сообщество таких же, как он (яркий пример — Общество анонимных иков). Или — обращение к профессиональному психотерапевту, создающему условия для самостоятельного преодоления всех этих проблем.
E-NEWS
agrinews.com.ua