На упаковках многих продуктов указаны лечебные свойства, которые опровергаются клиническими испытаниями.
Детский кефир ProBugs вкусен, весел и полезен для пищеварения вашего ребенка, утверждает производитель продукта, компания Lifeway Foods. Кефир продается в магазинах здоровой еды. Как утверждает сайт компании, он содержит от 7 до 10 млрд полезных бактерий, которые «задерживают рост болезнетворных микробов» в пищеварительном тракте. «Хороших бактерий не бывает слишком много», — триумфально сообщает этикетка, пишет newsland.
Из пафосного маркетингового текста вы не узнаете, что клинические испытания ProBugs с треском провалились. Исследование, в котором принимали участие 125 детей, показало, что ежедневный прием ProBugs никоим образом не смягчил симптомы дисбактериоза. Также, согласно результатам исследования, опубликованного Университетом Джорджтауна в медицинском журнале в августе прошлого года, он не повлиял ни на боли в животе, ни на количество пропущенных школьниками уроков. Только очень больные дети показали некоторые признаки улучшения. Lifeway Foods на голубом глазу публикует пресс-релиз о провалившемся испытании, утверждая, что ProBugs «может положительно влиять на дисбактериоз».
«Пробиотики могут помочь многим детям», — утверждает генеральный директор Lifeway Джули Смолянски. Но компания с годовым доходом $58 млн не может позволить себе провести повторное испытание. Смолянски обвиняет Университет Джорджтауна в недобросовестном выполнении работы: якобы медики перепутали, какие пациенты получали кефир, а какие — плацебо. Поэтому Lifeway отказывается оплачивать дальнейшие счета по исследованиям. Университет же настаивает, что у компании не возникало претензий к работе, пока не появились результаты тестов.
Продукты, замаскированные под лекарства, стремительно входят в моду на рынке фасованных пищевых продуктов. Крупнейшие корпорации рассовывают якобы полезные бактерии, омега-3 жирные кислоты и другие добавки куда только можно. Они финансируют клинические испытания, чтобы подтвердить полезные свойства (часто преднамеренно нечетко сформулированные), и стирают границу между едой и лекарством. Пищевые продукты сулят улучшение иммунитета, защиту сердца и пищеварительной системы или помощь в борьбе с бессонницей. Иногда производители не добавляют новых ингредиентов, а просто переупаковывают старые продукты, добавляя на упаковку новые полезные свойства.
Более 2000 так называемых функциональных пищевых брендов заработали в 2008 году $31 млрд в одних только США. Это на 14% больше, чем в 2006 году, согласно исследованию рынка от Packaged Facts. В мировом масштабе бизнес приносит $160 млрд. В частности, потребители готовы отдать $4 млрд за йогурт с высоким содержанием «пробиотиков»; $1,8 млрд — за хлеб и другие продукты с добавлением омега-3 жирных кислот; $1,5 млрд — за зерновые батончики, $900 млн — за «энергетические» (т. е. содержащие искусственные стимуляторы) напитки, в которые входят добавки вроде аминокислоты таурина или экстракта гуараны. Продажи растут на 7% в год.
«В мире пищевых продуктов происходит революция, — говорит Томас Пирко, президент консалтинговой компании Bevmark consulting (среди ее клиентов — Coka-Cola, Kraft и Nestlé). — Это совершенно новое сознание — каждый продукт чем-то полезен для вашего здоровья или спасает от заболевания». Если вы находите идеальную добавку, «то становитесь богатым».
Однако Стивен Ниссен, глава отделения кардиологии в клинике Кливленда, утверждает, что большинство указываемых полезных свойств «совершенно не доказаны». «Забота о здоровье не заканчивается на коробке с кукурузными хлопьями». Дизайн упаковок — уловка маркетологов, отвлекающая внимание от действительно здоровой еды — свежих фруктов и овощей. «Они ают на нашей психологии, — говорит Майкл Поллан, автор книги «Дилемма всеядного животного». — «Мы любим сладкое, жирное и соленое. А эти «здоровые» продукты оправдывают наш вечный праздник живота».
Добавление 3-омега жирной кислоты не делает белый хлеб производства компании Soft & Smooth Plus здоровым продуктом. Дополнительные бактерии не уменьшают количество сахара в йогурте. «Люди должны питаться по-настоящему полезными продуктами, а не теми, которые искусственно модифицированы, чтобы казаться таковыми», — говорит кардиолог Университета Висконсина Джеймс Стейн.
Некоторые новые продукты просто поражают воображение. Nestle продает питьевую добавку Glowelle — по $42 за шесть упаковок. «Клинически доказано, что она помогает защитить кожу» от средней яркости солнца, утверждает сайт компании, ссылаясь на неопубликованное исследование 56 пациентов. Вода Dream Water компании Sarpes Beverages заявлена как «первая вода, которая помогает расслабиться и заснуть». Однако независимая группа Natural Standard пришла к интересному выводу: существует «неподтвержденное подозрение», что один из главных компонентов добавки попадает в мозг человека. Исполнительный директор Sarpes Beverages Дэвид Лекак заявляет, что ему вода помогает: «Все, что я получаю, — весьма и весьма обычные добавки, только в жидкой форме».
Лишь для немногих пищевых добавок доказана реальная польза — например, для клетчатки. Но это скорее исключения. Европейский Комитет по безопасности продуктов питания (EFSA) начал проверять полезные свойства продуктов в 2006 году и с тех пор забраковал более 900 заявок. Только 9 из 416 заявок последнего времени прошли освидетельствование. Одним из последних был забракован йогурт Danone: компания отозвала свою заявку на полезные свойства йогурта, который производит уже много лет.
Американские власти гораздо более либеральны. Закон 1930 года, который издала Администрация по лекарствам и продуктам питания США (FDA), освобождает продукты питания от фармацевтического регламента. Закон 1994 года позволяет компаниям, производящим продукты питания, упоминать в рекламе, что их товары способны воздействовать на нормальное «функционирование и строение» тела, но ни в коем случае не лечить. FDA признает, что граница очень зыбкая: только лекарства могут справиться с болезнью Альцмера, но предотвратить появление некоторых симптомов может и пищевой продукт. Продукты регулируют пищеварение, но не лечат хронические запоры.
Если бы фармацевтическая компания делала столь громкие заявления, не имея внятных доказательств, ее бы оштрафовали, говорит терапевт из Университета Джорджтауна Дэниел Меренштейн, который изучал «хорошие бактерии» компании Lifestyle.
Меренштейн только что закончил исследование йогурта DanActive, в котором принимали участие 638 детей. Йогурт компании Danonе (которая и финансировала исследование) на 19% снижал частоту заражений у испытуемых. Но не оказывал должного эффекта, если не соблюдался ежедневный прием. «Вопрос в том, работают ли подобные продукты на самом деле», — размышляет Меренштейн. На поиск ответа могут уйти годы.
E-NEWS
agrinews.com.ua