Вскоре в Украине может быть возобновлено действие специальных территорий, работая в которых, бизнес будет иметь значительные налоговые льготы. В частности, сможет производить продукцию на экспорт, не платя ни пошлин, ни НДС на импорт сырья и на экспорт готового товара. Соответствующие послабления для бизнеса предусматривает законопроект «О территории перспективного развития», который правительство одобрило в конце января. Аналогичный режим в Украине действовал до 2005 г. - функционировали Специальные экономические зоны (СЭЗ) и Территории приоритетного развития (ТПР). В 2005 г. Верховная Рада лишила СЭЗы и ТПРы главного преимущества - налоговых льгот. Тогда основанием для такого шага стало массовое использование этих специальных территорий для незаконной минимизации налогов и ввоз в Украину по давальческим схемам низкокачественного мяса. Прошло пять лет, и на Грушевского, 12, решили восстановить ТПРы. Минэкономики разработало, и правительство оперативно одобрил соответствующий законопроект.
На этот раз ТПРы называются «территориями перспективного развития». Так премьер-министр Юлия Тимошенко решила называть «депрессивные территории». Но налоговая суть ТПР осталась неизменной - налоговые льготы в обмен на инвестиции и рабочие места. Кому будут интересны территории перспективного развития, как государство планирует контролировать соблюдение законов в ТПРах и какого эффекта ожидает от их реанимации - об этом и многом другом в интервью РБК-Украина рассказал министр экономики Богдан Данилишин.
РБК-Украина: 27 января 2010 г. Кабинет министров одобрил законопроект "О территориях перспективного развития" (ТПР). У многих журналистов и экспертов сложилось впечатление, что этот документ носит предвыборный характер, ведь предусматривает существенные налоговые льготы для бизнеса, и рассматривался аккурат между турами президентских выборов. Разрабатывало этот документ Ваше министерство. Этот документ действительно предвыборный?
Богдан Данилишин: Я вам скажу откровенно: несмотря на то, 2008 или 2009 год на дворе, я всегда был сторонником существования у нас территорий приоритетного или перспективного развития, обновления научных и промышленных парков. Кстати, именно мы вносили в ВР такой законопроект. Так что законопроект о ТПР - это не предвыборный законопроект. Территории перспективного развития, в том числе, и свободные экономические зоны, но не в том виде, в котором они были, - у нас должны существовать. Поэтому я не считаю, что законопроект о ТПР имел некий предвыборный характер. Кстати, до вынесения этого документа на Кабмин, Министерство экономики вынашивало его идею год.
РБК-Украина: На кого, прежде всего, ориентирован данный законопроект?
Б.Д.: Прежде всего, документ будет направлен на поддержку так называемых депрессивных территорий и городов с населением менее 50 тыс. жителей. Реализация положений закона увеличит возможности таких территорий, представит их привлекательность и создаст все условия для активизации предпринимательской деятельности. Не создавая конции на внутреннем рынке, инвесторы создадут новые рабочие места, обеспечат работникам достойную заработную плату и отчисления в местные бюджеты.
РБК-Украина: Какие территории считаются депрессивными в Украине?
Б.Д.: В международной практике существуют четкие критерии депрессивности, и классических депрессивных территорий, в соответствии с этими критериями, в Украине нет. Хотя, некоторые регионы можно отнести к депрессивным, но не буду их называть.
РБК-Украина: Все-таки, сколько в Украине административно-территориальных единиц, которые потенциально рассматриваются как площадки для ТПР?
Б.Д.: Если смотреть сквозь призму системы так называемых проблемных ситуаций, наибольшая проблема Украины в территориальном плане, это проблема малых городов. У нас сейчас есть 352 малых города (с населением до 50 тыс. жителей), из них 152 - так называемые малые монофункциональных города, то есть это города, которые базируются на одном-двух производствах.
РБК-Украина: То есть, эти города - первые в очереди на создание ТПР?
Б.Д.: Да. Это территории, органы самоуправления которых первые после принятия этого закона, проявят инициативу по поиску инвесторов и направят в Кабмин предложения относительно создания ТПР.
РБК-Украина: Есть уже конкретные сигналы от муниципалитетов этих городов о создании ТПР?
Б.Д.: Сейчас идет наработка конкретных предложений. Возражений не было.
РБК-Украина: «Возражений не было» - это еще не свидетельство заинтересованности. Есть общественный запрос на ТПР снизу? Или в сегодняшних условиях ТПР - это прихоть центральной власти?
Б.Д.: Общественный запрос есть. Прежде всего, чтобы стимулировать производство в конкретных городах. Концепция законопроекта была проработана и поддержана регионами. К нам поступило достаточно обращений и предложений по поддержке территорий, имеющих признаки депрессивности.
РБК-Украина: Идея создания специальных территорий, на которых будут действовать льготы для бизнеса, в Украине не нова. В начале 2000 г. были основаны многие ТПР и СЭЗ (свободные экономические зоны), которые использовались в том числе и для незаконной деятельности. Сколько их действует сейчас, сколько было ликвидировано?
Б.Д.: Юридически, на сегодня не было ликвидировано ни одной СЭЗ и ТПР. Все 11 СЭЗ ("Николаев", "Интерпорт-Ковель", "Порто-франко", "Порт Крым", "Рени", "Донецк", "Азов", "Закарпатье", "Славутич", "Курортополис Трускавец", "Яворов") и 9 ТПР (в Автономной республике Крым, Волынской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Луганской и Черниговской областях, а также в городах Харьков и Шостка) продолжают свое функционирование.
В связи с тем, что закон № 2505 "О внесении изменений в Закон Украины" О Государственном бюджете Украины на 2005 год "от 25 марта 2005 г. и некоторые другие законодательные акты Украины отменены льготы по налогообложению на территориях всех СЭЗ и ТПР, субъекты хозяйствования реализуют инвестиционные проекты на этих территориях в общем режиме налогообложения, без предоставления налоговых льгот.
РБК-Украина: Какими были результаты для Украины существования ТПР и СЭЗ, сколько рабочих мест было создано, сколько инвестиций привлечено, проектов реализован? Чьими - украинскими или иностранными средствами реализуются проекты?
Б.Д.: По состоянию на 1 января 2010 г. в СЭЗ и на ТПР в стадии реализации находится 233 инвестиционных проекта (на ТПР - 109, в СЭЗ - 124) сметной стоимостью 2,7 млрд долл. (в том числе, иностранные инвестиции - 0,8 млрд. долл., или 30% общей сметной стоимости проектов).
За счет инвестиционных проектов, которые продолжают свою реализацию, с начала функционирования было привлечено инвестиций на сумму 2,2 млрд долл. (81,5% сметной стоимости проектов), в том числе иностранных на сумму 0,7 млрд долл. (31,8% привлеченных инвестиций). Всего освоено инвестиций на сумму 9,5 млрд грн (53,4% общего объема привлеченных инвестиций). Создано 24,6 тыс. и сохранено 25,4 тыс. рабочих мест. Реализовано товаров, работ, услуг на сумму 41,8 млрд грн, в том числе, на экспорт - 15,5 млрд грн (37,1% общего объема реализации).
РБК-Украина: И все же, о неприятном. Разве что ленивый не говорил о злоупотреблениях в ТПР и СЭЗ, пока в них действовали налоговые льготы. В законе, который одобрил Кабмин, предусмотрено наказание для компаний, которые будут нарушать условия деятельности в ТПР. В частности, они должны будут заплатить все неуплаченные налоги и сборы. Но бизнес снова может использовать ТПР для получения сверхприбылей, которые окажутся на оффшорных счетах. Как обанкротившуюся компанию заставить заплатить сотни миллионов неуплаченных налогов?
Б.Д.: Этот вопрос урегулирования финансовых отношений. Для урегулирования этих отношений КМУ создает ликвидационные комиссии. Этот вопрос не критического характера, его можно будет решить. У нас уже нет того наивного видения возможностей ведения бизнеса, которое было до 2005 г., когда формировались СЭЗ. Бизнес поел, поели и контролирующие органы. Поэтому такие схемы будут почти невозможны. Кроме того, законопроектом предоставляются полномочия администрации ТПР, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления осуществлять контроль за соблюдением субъектами хозяйствования условий выполнения обязательств по реализации инвестиционных проектов в ТПР, что обеспечит коллегиальное принятие решений.
РБК-Украина: Какого эффекта Минэкономики планирует достичь от реанимации режима ТПР?
Б.Д.: Этот законопроект не предусматривает реанимации территорий приоритетного развития, которые существовали до сих пор. Речь идет о создании территорий перспективного развития, на которых будет внедряться новый механизм инвестиционной привлекательности - таможенный режим специальной таможенной зоны. Правительство устанавливает направления развития основных видов экономической деятельности, которые вводятся в пределах этой территории, приоритетные сферы направления инвестиционных ресурсов, перечень товаров, которые предполагается ввозить на территорию специальной таможенной зоны для реализации инвестиционных проектов.
Позитивным признаком для инвесторов является то, что на территории таможенных зон предусмотрено введение специального режима перемещения товаров (без уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость) за пределы таможенной зоны, ввозимых (вывозимых) на территорию или с территории зоны для реализации инвестиционных проектов . В то же время, исключается возможность возникновения недобросовестной конции на внутреннем рынке, поскольку ввоз товаров с территории таможенной зоны на таможенную территорию Украины для свободного обращения, будет осуществляться с уплатой всех налогов (ввозную пошлину, акцизный сбор, налог на добавленную стоимость), как при ввозе их на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта.
РБК-Украина: И все же, каких конкретных показателей роста вы планируете достичь в ТПР? Например, что касается роста занятости, инвестиций в капитал и т.д.? Есть ли конкретные расчеты?
Б.Д.: Конкретные расчеты и показатели будут определяться в каждом конкретном случае во время разработки стратегии ТПР, которая будет утверждаться Кабинетом министров Украины, конкретных инвестиционных проектов, бизнес-планов.
РБК-Украина: Хорошо, если расчетов нет, расскажите о критериях. Понятно, что инициативы органа власти недостаточно для создания ТПР. Должны быть какие-то критерии. В законопроекте содержится лишь отсылки, что Кабмин разработать эти критерии. Какими вы видите эти критерии?
Б.Д.: Наша главная цель - обеспечить создание рабочих мест.
РБК-Украина: Богдан Михайлович, это же цель, а не критерий.
Б.Д.: Да вот вам и критерий - сколько рабочих мест будет создано по профилю деятельности ТПР за соответствующий период. Например, мы будем видеть в плане формирования ТПР, что предусматривается создание 500 мест, дальше смотрим, за счет чего это будет реализовано. Является ли это достижимые результаты, недостижимы. Какой объем инвестиций будет привлечено к ТПР, какой объем ресурсов местных, который государственных. Что установить, чтобы эта ТПР имела наибольшую выгоду деятельности.
Кроме того, напомню, что распоряжением Кабмина от 13 января 2009 г. №110-р "Об одобрении Концепции Закона Украины" О территории перспективного развития" предусмотрены критерии, по которым территориям предоставляться статус территории перспективного развития. В частности, это: наличие экономически активного населения; высокий уровень безработицы; высокий уровень дотаций из государственного бюджета местным бюджетам; наличие земель несельскохозяйственного назначения для создания специальных таможенных зон и соответствующей инфраструктуры с целью привлечения инвестиций для обеспечения развития производства, оптовой торговли, транспорта, туризма и т.д.
РБК-Украина: Будет некий минимальный порог - например, количество новых рабочих мест, ниже которого проекты не регистрироваться?
Б.Д.: Закон предоставит полномочия Кабмина определять все эти критерии и создавать соответствующие пороги для конкретной ТПР.
РБК-Украина: То есть, после принятия закона Кабмин издаст специальное распоряжение или постановление, в котором определит четкие критерии, по каждому предложению определять критерии отдельно?
Б.Д.: Критерии и показатели, которые установит Кабмин, будут унифицированными для всех территорий, а их минимальный уровень планируется определять, исходя из социально-экономического положения административно-территориальной единицы. Так, после принятия закона, КМУ выдаст специальное распоряжение или постановление, в котором определит четкие критерии, по которым будут рассматриваться конкретные предложения по созданию ТПР. Каждое предложение будет рассматриваться отдельно по унифицированным для всех территорий критериям.
РБК-Украина: Насколько мне подсказывает опыт, именно такой порядок и является коррупционным. Ведь нет четких критериев, утвержденных законом, по которым КМУ был бы обязан зарегистрировать ТПР, а при каких отклонить. Просто правительству дается право рассмотреть предложение и по собственному усмотрению и критерии определить и зарегистрировать ТПР.
Б.Д.: Я не думаю, что вы правы. Ведь закон уже определил основные критерии - обеспечение эффективного функционирования и развития территории. Это и есть основной критерий каждой ТПР.
После вступления закона в силу, Кабинет министров в случае необходимости примет решение относительно унифицированных и ясных для всех ТПР критериев и показателей и их предельных уровней. Законопроект еще не подан в ВР. Сейчас он прорабатывается в секретариате Кабмина. Не исключено, что эти нормы будут прописаны в законе. Давайте для конкретных вопросов и ответов дождемся принятия закона Верховной Радой.
РБК-Украина: То есть, конкретных требований относительно рабочих мест, динамики производства или экспорта нет и быть не может?
Б.Д.: Да. Например, возьмем Винницкую обл. Там мы ожидаем создания ТПР - аналога овой долины в США. Здесь одни подходы и одни критерии, так как особая система организации. До этого не будет привлечено все население соответствующего населенного пункта, а будет сформирована своеобразная структура и организация, которая будет предусматривать привлечение туда специалистов, имеющих соответствующий уровень технической подготовки и смогут формировать производство технологий. Здесь одни критерии нужны. В Ивано-Франковской обл. галицкие промыслы, которые могут идти на экспорт, - здесь совсем другие критерии. В целом, давайте дождемся утверждения закона, создание первого ТПР, и тогда будем развивать критериальных подход.
РБК-Украина: Сколько, по оценкам Минэкономики, ТПР будет создан за первый год действия закона?
Б.Д.: Мы сейчас ведем подготовительную работу для формирования 7 ТПР в разных регионах. Двух на Западе - во Львовской и Ивано-Франковской обл., также в Винницкой обл., в АРК, в Киевской обл. на территории г. Славутич, в Харьковской обл. и Донецкой обл. Мы ожидаем значительную активность регионов, ведь введение специальных таможенных режимов для предприятий, работающих на экспорт, это общепринятая мировая практика.
РБК-Украина: Вы видите основой деятельности новых ТПР украинский капитал или заграничный?
Б.Д.: Я бы хотел, чтобы это был украинский капитал.
РБК-Украина: «Хотели бы» или есть конкретные сигналы от инвесторов, которые готовы инвестировать в ТПР?
Б.Д.: Будут... Хотя, я не думаю, что мы примем закон и все побегут формировать ТПР. Будет много предложений, можем иметь в каждой области по ТПР, особенно в малых городах, думаю, там все захотят.
РБК-Украина: Сколько будет стоить создать ТПР под ключ, с учетом расходов на обустройство специальной таможенной зоны?
Б.Д.: Надо смотреть, каково назначение будет данной ТПР. В разных регионах по-разному. Например, в Ивано-Франковской обл. ТПР, которая будет специализироваться на художественных промыслах, - это одна цена. Если ТПР для промышленности на Донбассе - другая. Для каждого отдельного случая будет идти отдельное обсчет. В зависимости от охвата ТПР, какие виды деятельности будут присутствовать, что ТПР будет собой представлять.
РБК-Украина: Хочу уточнить. Интересуют расходы на обустройство спецаильной таможенной зоны (СТЗ), они теоретически должны быть одинаковыми для всей Украины. Назовите хотя бы «вилку» расходов на создание СТЗ и административное оформление ТПР?
Б.Д.: Сейчас трудно сказать. Стоимость обустройства специальной таможенной зоны будет определяться в каждом конкретном случае, это зависит от площади на которой она будет создаваться, видов деятельности в этой зоне, обеспечение существующей инфраструктурой.
РБК-Украина: Кто будет нести эти расходы?
Б.Д.: Администрация, которая будет формировать ТПР, местная власть и государство соответственно полномочий.
РБК-Украина: В каком соотношении? Откуда администрации ТПР возьмут деньги на обустройство ТПР и СМС, если они по определению депрессивные?
Б.Д.: Законопроектом установлено четкую процедуру по обустройству таможенной и производственной инфраструктуры специальной таможенной зоны (СТЗ). Именно администрация ТПР, являющаяся юридическим лицом, образованной органом местного самоуправления, осуществлять обеспечения общих условий функционирования ТПР. Одной из основных задач администрации будет осуществление за счет собственных и привлеченных средств ограждения и обустройство территории СТЗ. Таким образом, средства на обустройство СТЗ могут выделяться и инвесторами, привлеченным для реализации инвестиционных проектов в ТПР. Также участие в обустройстве таможенной и производственной инфраструктуры СТЗ смогут принимать органы местного самоуправления.
РБК-Украина: Получается, орган местной власти в депрессивном регионе должен сначала найти инвестора, убедить его в целесообразности создания ТПР и уже потом инициировать создание ТПР. И таким образом покрывать административные расходы, поскольку собственных средств у него нет?
Б.Д.: В какой-то степени, да. Сначала определяется круг потенциальных инвесторов и их предложения по реализации проектов. Осуществляются соответствующие расчеты относительно целесообразности создания ТПР и вносятся предложения Правительства относительно ее создания.
РБК-Украина: Как по мне, если представить, что инвестор уже есть, и он хочет работать в ТПР, такая схема является коррупционной классикой: надо сначала заплатить местным чиновникам, которые инициируют создание ТПР и предоставят льготы. Или Вы иного мнения?
Б.Д.: Ничего подобного. Не надо забывать, что речь идет о депрессивных территориях, куда инвестор идет неохотно. Поэтому сначала нужно создать благоприятные условия, чтобы инвестор был заинтересован вложить инвестиции в развитие именно этой территории, а не куда-нибудь. Законопроектом предусмотрено введение нового инструмента государственного стимулирования местной инициативы на территориях, которые имеют перспективы развития, в чем еще нужно убедить инвестора. Чтобы инвестор пришел в Киев - его убеждать не надо.
РБК-Украина: На территории перспективного развития будет руководить администрация ТПР. Кто будет формировать и утверждать ее состав?
Б.Д.: Администрация ТПР формироваться местным органом власти, в юрисдикции которого создается ТПР.
РБК-Украина: Минимальная сметная стоимость проекта для реализации в ТПР устанавливается законопроектом на уровне 10 млн евро. Почему именно 10 млн евро? Ведь такой объем не дает возможности пользоваться преимуществами ТПР малому и среднему бизнесу.
Б.Д.: Бралась сумма, которая является приемлемой в качестве сметной стоимости проекта. Учитывая опыт реализации проектов в уже в существующих зонах меньшие суммы нецелесообразны. Если меньше, то всякая территория приоритетного развития будет нерентабельной, не будет иметь перспектив существования. Это тот показатель, который может вызвать желаемый эффект на соответствующей территории.
Создание контоспособной среды в условиях мировой глобализации требует привлечения значительных инвестиций. Такая минимальная сметная стоимость проекта позволит привлечь стратегического инвестора на территорию перспективного развития, которая должна стать точкой роста экономики слаборазвитых регионов.
РБК-Украина: Почему в законопроекте предусматривается использование ТПР исключительно для экспорта? Почему без внимания остался развитие импортозамещающих отраслей или создание в рамках ТПР структур вроде инкубаторов, которые бы работали на внутренний рынок?
Б.Д.: Наращивание экспорта страны на мировом рынке, увеличение или, по крайней мере, сохранение его удельного веса в мировой торговле является чрезвычайно важным фактором функционирования национальной экономики государства и требует значительных финансовых ресурсов. Инкубаторы у нас предусматриваются в других законах. Мы подавали целый ряд законопроектов и о научных парках, и о промышленных парках, и другие, которые будут предусматривать режим повышения внутренней конции. В данном законопроекте о ТПР мы прежде всего хотим не допустить разрушения внутренней конции и стимулировать внедрение производства продукции, ориентированную экспорт. Кроме того, мы действительно стремимся стимулировать производство импортозамещающих продукции. Собственно, для этого мы и предусмотрели льготы для реализации на экспорт и общие условия для реализации на внутренний украинский рынок. Так что развитие замещения импорта предусмотрено.
РБК-Украина: И напоследок. Эксперты говорят, что после расширения ЕС в 2004-2007 гг. остро встал вопрос о переносе многих производств, в том числе - вредных, на территорию стран-соседей. Правда, что восстановление режима ТПР активно лоббировали чиновники и бизнесмены из Европейского Союза, которые планируют использовать Украину в качестве платформы для размещения производства?
Б.Д.: Я не думаю, что это основной подход, который стоял в основе развития института ТПР. ЕС не лоббировал этот вопрос. У меня такой информации нет.
Беседовал Владимир Бойко
Инф. rbc
agrinews.com.ua