Решение Международного валютного фонда о переносе предоставления кредита Украине в размере $4 млрд. на 2010 год поможет Национальному банку поддержать гривню.
Главным негативным последствием разрыва сотрудничества между Украиной и МВФ в этом году является отсутствие реальных средств на покрытие огромной дыры в бюджете, которую эксперты оценивают в 75-90 млрд. грн. Правительство хотело профинансировать дефицит бюджета за счет всего четвертого транша. А это примерно 32 млрд. грн. Теперь же, когда МВФ отказал в помощи, у правительства остается единственный путь — «урезать» расходы. "Правительству придется сократить траты на 50 млрд. грн. Оставшийся дефицит бюджета — около 40 млрд. грн. — финансируется за счет выпуска ОВГЗ", — прогнозирует аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital Андрей Нестерук. Какие расходы Кабмин может пустить «под нож», эксперты предположить затрудняются.
Но они не исключают, что это могут быть и важнейшие социальные расходы. «Действительно, в ноябре-декабре перед правительством существует перспектива сокращения финансирования защищенных статей бюджета, — говорит экономист компании Astrum Investment Management Алексей Блинов. — Но что именно войдет в перечень таких расходов, сказать сложно». В Министерстве финансов также пока не дают ответа на этот вопрос. «Официального заявления МВФ (по поводу перерыва в сотрудничестве. — «ДЕЛО») еще нет. Мы все еще надеемся, что транш будет», — говорит заместитель министра финансов Владимир Матвийчук.
Многие эксперты призывают не переоценивать помощь МВФ в вопросе бюджета Украины. Фонд всегда крайне осторожно выделял средства для покрытия бюджетного дефицита. «Например, прошлый транш (на $3,3 млрд., направленный не Нацбанку, а правительству. — «ДЕЛО») Кабмин вынужден был распределить таким образом, чтобы существенную его долю потратить на выплаты по внешним обязательствам. В конце года у нас такие выплаты не запланированы, поэтому у меня большие сомнения в том, что МВФ вообще собирался давать четвертый транш в бюджет», — рассуждает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Его предположение подтверждает высокопоставленный источник «ДЕЛА» в Нацбанке, который говорит, что миссия МВФ, недавно покинувшая Украину, склонялась к тому, чтобы весь четвертый транш направить на пополнение валютных резервов НБУ. «При условии, что мы выполним такие требования, как максимальное отклонение официального валютного курса от рыночного на 2% и сохранение учетной ставки на действующем уровне (10,25%. — «ДЕЛО»). Оба условия для нас — не проблема», — утверждает источник.
Слово за Нацбанком
Теперь главную ответственность за будущее экономики страны будет нести не правительство, а Нацбанк. Для того чтобы покрыть дефицит бюджета, правительство будет еще активнее предлагать облигации внутреннего госзайма (в октябре, к примеру, их было размещено на первичном рынке, по данным НБУ, на 4,6 млрд. грн. — это приблизительно четверть всего годового объема (без учета облигаций на капитализацию банков)). И если эти бумаги под давлением правительства согласится напрямую выкупать Нацбанк, то последствия для ценовой стабильности и валютного рынка будут катастрофическими. При этом Минфин будет делать все возможное, чтобы склонить Нацбанк к прямой эмиссии, так как банки, которые выкупают ОВГЗ, не намерены существенно наращивать свои портфели ценных бумаг, даже несмотря на сумасшедшую доходность выпусков. «В октябре Минфин вынужден был поднять доходность ОВГЗ на первичном рынке почти до 30%, притом что объем бумаг в обороте был увеличен только на 800 млн. грн. То есть большая часть облигаций покупалась теми, кто получал средства от погашения предыдущих выпусков ОВГЗ», — говорит Андрей Нестерук.
Пока эксперты верят в благоразумие руководителей Нацбанка и не намерены пересматривать свои прогнозы инфляции и валютного курса на конец года. «Наоборот, недавно мы улучшили наши ожидания: прогноз курса гривни к доллару на конец года снижен с 10 грн. до 9, а инфляция — с 16 до 14,5%. Этот пересмотр осуществлялся с убеждением, что НБУ не будет выкупать облигации правительства», — отмечает Александр Жолудь. Андрей Нестерук добавляет: «Наши прогнозы остаються неизменными: курс 8,5 грн./$ и индекс потребительских цен 16%». Если же Нацбанк пойдет на поводу у правительства, то уже в ближайшем будущем цены и валютный рынок могут ощутить потрясения. «В случае массового выкупа ОВГЗ Национальным банком Украина будет иметь всплеск инфляции в ближайшие месяцы и значительную девальвацию гривни с лагом в 2-3 месяца», — прогнозирует Нестерук.
Все хорошо, что хорошо кончается
Как это ни парадоксально, перерыв в сотрудничестве с МВФ будет иметь для Украины и позитивные последствия. Во-первых, теперь можно с уверенностью говорить, что почти $4 млрд. кредитных средств МВФ в начале следующего года пойдут в золотовалютные резервы НБУ. А это существенно поддержит гривню в условиях, когда украинским компаниям и банкам по-прежнему необходимо отвлекать значительные валютные средства на внешние выплаты. «В основах денежно-кредитной политики на следующий год совет Нацбанка прогнозирует, что сумма выплат по внешним обязательствам корпоративного сектора cоставит $10 млрд. Сумма немаленькая, она будет стимулировать курс к росту», — отмечает Александр Жолудь.
Во-вторых, при разумной политике Нацбанка давление на курс национальной валюты и цены, наоборот, будет снижено вследствие непоступления денег МВФ. «Трата четвертого транша была бы по своей сути денежной эмиссией, когда в экономику вбрасывали бы дополнительные 32-33 млрд. грн. Если бы эти средства распределялись через бюджет, то часть экономических агентов могла бы выйти на потребительский и валютный рынки, ухудшая позицию гривни и разгоняя инфляцию», — добавляет Алексей Блинов.
О том, что временное прекращение сотрудничества Украины и МВФ не воспринимается как тревожный сигнал, свидетельствует, например, тот факт, что вчера ситуация на валютном рынке практически не менялась. Средний курс доллара на межбанке, судя по котировкам, вырос всего на 2 коп. — приблизительно с 8,15 до 8,17 грн. за $1.
Вчера вице-премьер-министр по вопросам европейской и международной интеграции Григорий Немыря сообщил, что слова директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана относительно замораживания сотрудничества с Украиной до президентских выборов «неправильно истолковали СМИ». Немыря сообщил, что главной сложностью сотрудничества Украины и МВФ является принятый парламентом закон о повышении минимальной зарплаты и пенсии до нового прожиточного минимума. В то же время вопрос повышения цен на газ для домохозяйств не является ключевым для МВФ, отметил Немыря.
Кредиты МВФ другим европейским странам | |||
Страна |
Сумма помощи, $ млрд. |
Получено, $ млрд. |
Состояние программы |
Армения |
0,82 | 0,48 |
закончен второй пересмотр |
Беларусь |
3,63 | 2,23 |
закончен второй пересмотр |
Босния и Герцеговина |
2,82 | 1,57 |
программа начата |
Венгрия |
16,7 | 12,2 |
закончен третий пересмотр |
Грузия |
1,17 | 0,39 |
закончен третий пересмотр |
Исландия |
2,2 | 1,1 |
закончен первый пересмотр |
Латвия |
2,37 | 1,14 |
закончен первый пересмотр |
Румыния |
18,2 | 9,7 |
закончен первый пересмотр |
Сербия |
4 | 1,5 |
в процессе второго пересмотра |
Владимир Вербяный
Инф. delo
agrinews.com.ua