Украина - едва ли не единственная страна, где строительство и реконструкция стадионов финансируются из кармана частных инвесторов. На что рассчитывают отечественные бизнесмены, зарывая миллиарды в футбольные поля?
Футбольный стадион Soccer City еще не успел достроиться, как уже стал новой достопримечательностью Йоханнесбурга, крупнейшего города в Южной Африке. И все благодаря оригинальной форме, напоминающей тыкву, или, как ее здесь называют, калабаш. Организаторы мирового футбольного чемпионата World Cup 2010, который следующим летом состоится в ЮАР, стараются проявлять оригинальность в подходе к каждому из восьми строящихся в стране стадионов. Для этого государство выделило $671 млн. Все - из казны, частные инвестиции не предполагаются.
В Украине, где полным ходом идет подготовка к проведению футбольного чемпионата Евро-2012, дела обстоят несколько иначе. Инициативу в финансировании строительства стадионов взяли на себя местные бизнесмены. Они закапывают миллиарды в футбольные арены тех украинских городов, в которых имеют наибольшее влияние. Чем при этом руководствуются частные инвесторы - желанием пополнить ряды меценатов или сугубо практическим ожиданием получения хорошей прибыли?
Томительное ожидание
Все разрешится 30 ноября. Тогда достижения Украины на пути подготовки к чемпионату еще раз оценит комиссия УЕФА. Затем в декабре во время заседания на португальской Мадейре эксперты примут окончательное решение по поводу принимающих городов. Вопрос, быть Евро-2012 в Украине или не быть, уже практически решен. В середине сентября исполком УЕФА изменил оценку готовности страны к проведению чемпионата, повысив ее с "красной" до "желтой". Конечная цель - "зеленая" оценка, но чтобы ее получить, нужно еще хорошо поработать.
Темпы реконструкции украинских стадионов стали одним из ключевых факторов, определивших прогресс Украины в глазах футбольной комиссии. В обновленном варианте программы подготовки страны к чемпионату общая сумма на реконструкцию составляет 4,7 млрд гривен. Из них 2,7 млрд гривен выделяются из государственной казны, 647 млн гривен - из местных бюджетов. Еще 1,4 млрд гривен - деньги частных инвесторов.
Львиная доля государственного финансирования была направлена на строительство киевского стадиона "Олимпийский". Стоимость его реконструкции оценивается в 1,5 млрд гривен, из которых на сегодняшний день освоено около 600 млн гривен. "Арена будет функционировать и после "Евро-2012", - пообещал как-то Юрий Павленко, глава Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. По его словам, НСК "Олимпийский" станет центром подготовки для легкоатлетов, здесь будут проводиться разнообразные культурно-массовые мероприятия.
Оптимистично настроены и власти Львова, где строится стадион под рабочим названием "Лемберг". Его цена составляет 610 млн гривен, которые выделяются из местного и государственного бюджетов. На сегодняшний день удалось собрать 300 млн гривен - это деньги, полученные от реализации эмитированных городом облигаций. Еще 100 млн гривен обещали выделить из государственной казны. Главное - чтобы усилия оправдались, ведь, несмотря на полученное финансирование, темпы строительства быстрыми не назовешь. "Задержка с постройкой стадиона обусловлена адаптацией австрийского проекта к украинским стандартам строительства. Сейчас возведение объекта не прекращается, а все свои действия генподрядчик согласовывает с УЕФА", - убеждает львовский городской голова Андрей Садовый. В свою очередь, эксперт комитета Евро-2012 Андрей Капустин говорит, что дела во Львове обстоят далеко не так, как пытаются представить местные власти. "УЕФА ставит под сомнение возможность сдачи львовского стадиона к весне 2011 года", - подчеркивает эксперт.
Футбол по-ому
Если опасения комиссии УЕФА оправдаются, место Львова в списке принимающих городов займет Днепропетровск, который сейчас вместе с Одессой находится в резерве. Стадион "Днепр-Арена" открылся еще год назад и стал первым проектом, реализованным за деньги частного инвестора. Владельцу ФК "Днепр" Игорю Коломойскому он обошелся в 500 млн гривен. Гораздо меньше шансов оказаться востребованным в 2012 году у одесского стадиона "Черноморец". Его готовность оценивается экспертами не более чем в 3%. Объем финансирования реконструкции в два раза превосходит цену "Днепр-Арены" и также осуществляется частным инвестором - собственником ФК "Черноморец" Леонидом Климовым.
3,4 млрд. грн., вложенных владельцем ФК "Шахтер" Ринатом Ахметовым в недавно открытый стадион "Донбасс-Арена", подкорректировали все цифры в программе подготовки к футбольному чемпионату. Частных вливаний в таком объеме программа подготовки Украины к Евро-2012 не предполагала. Ахметов на сто процентов уверен, что после экспертизы УЕФА в конце осени Донецк останется в списке городов, где будут проводиться футбольные матчи. Хотя в любом случае для него "Донбасс-Арена" - прежде всего имиджевый проект.
Похожими соображениями руководствовался и другой представитель крупного бизнеса, президент группы DCH Александр Ярославский. 190 млн гривен, которые он уже инвестировал в строительство харьковского стадиона "Металлист", - всего лишь проявление любви к городу и реализация детской мечты. Так он объяснил свой интерес к финансированию данного проекта, общая стоимость которого составляет 636,6 млн гривен. "Стадион - это в первую очередь социальный проект. Срок его окупаемости - лет двести...", - уверяет Ярославский. Впрочем, если Евро-2012 одарит Харьков своим визитом, вложенные инвестиции могут вернуться бизнесмену гораздо быстрее, учитывая, что практически вся инфраструктура Харькова находится под его прямым и косвенным контролем. Сегодня стадион "Металлист" готов на 95%, оценивают в группе DCH, что позволяет говорить об опережении сроков сдачи этого объекта в эксплуатацию.
Надежда на отдачу
"Футбол нужно любить, чтобы рисковать такими деньгами", - так Артем Новиков, управляющий партнер консалтинговой компании "Диалог-Классик", высказался по поводу частных инвестиций в украинские стадионы. Ожидания бизнесменов, финансирующих строительство украинских футбольных арен, вернуть вложенные средства, на первый взгляд, достаточно призрачны. В тех странах, где спорт - большой бизнес, и владельцы спортивных команд зарабатывают на рекламе, телетрансляции и т. д., иметь в собственности современный стадион просто необходимо, делится мнением г-н Новиков. Самые прибыльные мировые стадионы зарабатывают в среднем $200 млн в год, рассказывает Наталья Стельмах, заместитель директора, руководитель отдела инвестиций компании DTZ в Украине (международный консультант в сфере коммерческой недвижимости и инвестиций). Окупаются такие проекты приблизительно за три года. Ускорить процесс возврата инвестиций может проведение других спортивных мероприятий на стадионе, организация музыкальных концертов.
Что касается Украины, то строительство стадионов экономически оправдано только в тех городах, команды которых являются оками престижных спортивных турниров. Украинские клубы принимают участие во всех европейских футбольных кубках. А это значит, что на территории Украины проходят не только матчи местных чемпионатов, но и международные поединки. Расширение "стадионной географии", по словам Андрея Капустина, лишь укрепит позитивный образ страны как мощного футбольного государства. Евро-2012 - хороший шанс для Украины создать основу формирования такого имиджа, и инвесторы стадионов прекрасно это понимают. Точно так же власти южноафриканского города Йоханнесбург в свое время поняли, какое значение для их города и для страны в целом будет иметь World Cup 2010. Именно поэтому они не жалеют денег на строительство стадиона в виде тыквы, из которой очень скоро могут посыпаться "золотые семечки".
ТОП-6 самых дорогих стадионов мира:
Wembley Stadium - Лондон, Великобритания
Ввод в эксплуатацию – 2006, вместимость 90 тыс. зрителей, стоимость – $1,5 млрд.
Olympic Stadium - Монреаль, Канада
Ввод в эксплуатацию – 1976, вместимость – 60 тыс. зрителей , стоимость - $1,4 млрд.
Madison Square Garden - Нью-Йорк, США
Ввод в эксплуатацию – 1968, вместимость – 18,2 тыс. зрителей, стоимость - $1,1 млрд.
Stade de France - Париж, Франция
Ввод в эксплуатацию – 1999, вместимость – 80 тыс. зрителей, стоимость - $0,97 млрд.
Rogers Centre - Торонто, Канада
Ввод в эксплуатацию – 1989, вместимость – 50 тыс. зрителей, стоимость - $0,93 млрд.
The Emirates Stadium - Лондон, Великобритания
Ввод в эксплуатацию – 2006, вместимость – 60 тыс. зрителей, стоимость - $0,77 млрд.
Инф. delo
agrinews.com.ua