Объем страховых выплат был больше собранных премий у компаний «Allianz Украина» (136%), «Индиго» (117%), «Альфа-гарант» (110%), «Вексель» (101%). Абсолютным лидером по этому показателю стал мариупольский страховщик «Азов», который в І квартале 2009 года возместил почти втрое больше, чем собрал страховых премий. Такие данные приводит журнал Insurance TOP.
В целом предельно высокий уровень выплат, при котором страховщик не может вести прибыльную деятельность (а это 60%), в І квартале был у 18 компаний, что является абсолютным рекордом за последние 6 лет.
Высокий уровень выплат компании «Азов» обусловлен крупными возмещениями по «морским» рискам, на которых специализируется этот страховщик. Рост выплат по остальным компаниям в основном связан со страхованием автомобилей (КАСКО и ОСАГО). Большинство из них к тому же были «привязаны» к какому-то одному крупному каналу продаж. К примеру, «Индиго» и «Аис-Полис» основных клиентов получали через автодилеров «Нико» и «АИС» соответственно, «Альфа-Гарант» — через Укрпромбанк, «Вексель» — через Проминвестбанк.
С началом кризиса и автодилеры, и банки перестали поставлять страховщикам клиентов, из-за чего существенно снизились объемы собираемых премий, а выплаты (с учетом прошлогодних страховок) значительно выросли. «Многие из этих компаний имеют серьезные проблемы с выплатами. К примеру, к нам поступает масса жалоб на страховую компанию «Вексель» — она не платит нашим клиентам, и решить спор без суда у нас, наверное, не получится», — говорит президент страхового брокера «Дедал» Ибрагим Габидулин.
В компании «Вексель» уверены в своей правоте. «Клиентов «Дедала» мы не страховали. А все вопросы, которые возникают, урегулируются напрямую с клиентами», — заявил гендиректор страховой компании «Вексель» Василий Фурман. По его словам, у компании действительно сильно вырос уровень выплат. «Мы постепенно уходим от автострахования, поступления от КАСКО упали, а выплачивать приходится по старым обязательствам. Кроме того, мы временно потеряли один из основных каналов продаж — Проминвестбанк», — объясняет страховщик.
Вместе с тем Василий Фурман сообщил «ДЕЛУ», что на этой неделе акционеры докапитализировали «Вексель» на 7 млн. грн. «Это только первый этап. Деньги позволят нам рассчитаться по всем обязательствам и диверсифицировать каналы продаж, возобновив аккредитацию во многих банках», — уверен он.
На клиентах не экономят
Другие компании — лидеры по уровню выплат также не считают нынешнюю ситуацию катастрофической. «Наоборот, это говорит о том, что мы честно выполняем свои обязательства перед клиентами. Ведь в I квартале поступление премий по всему рынку упало не менее чем на 20%, а выплачивать приходится больше. Поэтому опасения должны вызывать не те компании, которые слишком много платят, а те, кто снизил уровень выплат по сравнению с прошлым годом. Такие страховщики уж точно экономят на клиентах», — утверждает председатель правления «Украинской страховой группы» Павел Нельга.
«Высокий уровень выплат не влияет на платежеспособность нашей компании, так как ранее мы сформировали резервы качественными активами. И теперь используем резервы, чтобы выполнять свои обязательства», — добавляет генеральный директор страховой компании «Индиго» Татьяна Радионова. Слова страховщиков подтверждает и регулятор. «Пока все эти компании платят своим клиентам. У них сформированы ликвидные резервы», — говорит заместитель главы Госфинуслуг Сер Корень.
В таком режиме долго не протянут
К сожалению, долго продержаться в условиях высокого уровня выплат, по утверждению экспертов, страховщики не смогут. «Теоретически, при таких выплатах компания, правильно сформировавшая резервы, сможет проработать на рынке еще три года, фактически — не больше одного. Ведь, кроме возмещений клиентам, страховщик должен платить агентские (15-20%), тратить средства на свое содержание (20-40%), уплачивать налоги и т.д. В итоге его расходы в 2-3 раза превысят поступления», — объясняет ликвидатор страховой компании «Професійний захист» Вячеслав Черняховский.
Чтобы избежать опасной «щедрости», некоторые страховщики сегодня активно ищут новых инвесторов и меняют стратегию работы. Так, например, страховая компания «Вексель» ведет переговоры с зарубежными портфельными инвесторами, «Эталон» уже сменила собственников, а «Allianz Украина» практически отказалась от автострахования, оставив в портфеле только страховки для авто VIP-класса.
Татьяна Павлюченко
Инф. delo
agrinews.com.ua