• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Как раскрыть способности ребенка
    Опубликовано: 2007-06-21 12:23:04

    Каждый ребенок в чем-то гениален, и задача родителей – вовремя заметить его сильные стороны и помочь малышу развить их. Но самое важное – не пытаться превратить его при этом в свою копию.

     

    От волка до музыканта

     

    Это неочевидно, но факт: человек ходит на двух ногах только потому, что его этому обучили. Описаны случаи с реальными детьми, которых воспитывали волки, - например, сестры Амала и Камала. Они с поразительной скоростью бегали на четвереньках, но почти не могли ходить на двух ногах, хотя их у старались переучить. Правда, они приобрели другие способности, которых обычный человек лишен: умение видеть в темноте и чувствовать запах мяса за 70 метров.

     

    Это говорит о том, что ребенок - существо удивительно пластичное. В нем развиваются те способности, которые замечают и ценят те, кто его воспитывает. Все родители многим вещам обучают ребенка стихийно: им не нужно читать книжки по педагогике и детскому развитию, чтобы научить ребенка ходить, говорить и пользоваться туалетом. К четырем годам ребенок усваивает основы своей культуры, которые крепко сидят в нем всю оставшуюся жизнь. Дальше развивается уже заложенное. Это надежный механизм передачи культуры из поколения в поколение.

     

    А кроме общей культуры мы передаем детям свою субкультуру и особенности характера: манеры речи и поведения, свои навыки и умения, а также - хотим мы того или нет - свои неврозы и недостатки. Так, Моцарт неслучайно появляется именно в династии музыкантов, - и этот мальчик уже в пять лет выступал с концертами. Вероятно, это пересечение вденных способностей и среды, которая готова эти способности питать. По-видимому, все дело в том, что окружающие радовались, когда младенец Моцарт в крике брал нужную ноту или пытался ритмично стучать кулачком по клавесину. А что было бы с Моцартом, если бы он родился в семье, равнодушной к музыке?

     

    Немножко инопланетянин

    Можно не сомневаться: рано или поздно мы научим ребенка ходить, говорить, пользоваться туалетом, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и даже выполнять домашние задания. Кроме того, мы сможем оценить многие его способности, похожие на наши собственные, - в конце концов, ребенок несет в себе наши гены. Но наверняка у нас есть и "слепые пятна" относительно его даров, не похожих на способности родителей.

     

    Допустим, мама с папой - тихие интеллигентные любители чтения, а ребенок - в силу темперамента, который невозможно изменить, - должен много двигаться. Родителям покажется, что он «неумеренно подвижный» и «не усидчивый», а у ребенка может на всю жизнь остаться ощущение: «Я плохой, а мои движения всем причиняют неприятности». Хотя, быть может, в той семье растет блестящий спортсмен.

     

    Или, допустим, тонко чувствующий и наблюдательный маленький интроверт родился у говорливых и активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: «Что ты сидишь как сыч в своем углу. Пойди-ка поай с ребятишками». И у него на всю жизнь остается ощущение, что его приватный мир - это нечто противозаконное и порочное.

     

    Так может произойти трагедия: свой особый дар, который не могут оценить родители, ребенок начинает воспринимать как дефект. Это трагедия, в которой никто не виноват. Поэтому на всякий случай лучше подозревать, что ваш ребенок - существо с иной планеты, что его способности мне неизвестны.

     

    Оцените его особенности

     

    Как жить с инопланетянином, особые дары и потребности которого мы можем просто не заметить? Да, ребенок - существо крайне пластичное, но многие его особенности - вденные. То есть, вряд ли изменятся на протяжении всей жизни. Это, в первую очередь, касается темперамента. Насколько быстро ребенок осваивается в новой обстановке, как он реагирует на неудачи, уровень его активности, экстраверсия и интроверсия - это данности, которые невозможно изменить.

     

    Но не нужно путать вденные особенности и реакции на среду. Если это особенности вденные, они проявляются всегда и везде, причем с первых месяцев жизни.

     

    А вот совсем другой случай: ка, которая в школе уже несколько лет считалась глубокой тупицей и не могла усвоить таблицу умножения. Но она же могла часами читать книжки про птиц, узнавала все виды птиц, которых видела, могла рассказывать про них бесконечные интересные истории ым и умело подражать их голосам. Это значит, что ее неспособность сосредоточиться в школе - просто реакция на неподходящую систему обучения, но отнюдь не «вденная тупость».

     

    Как ни странно, скука ребенка в школе или в детском саду часто объясняется именно его одаренностью, и подобные трагедии несоответствия способностей им среды встречаются нередко.

     

    Главное - дары!

     

    Не все дети являются маленькими гениями. Сколько ни старайся, из большинства детей не получится Моцартов или Эйнштейнов. Но у любого, самого "среднего" ребенка есть свои сильные стороны, свои дары. Если родители их не замечают - это огромная проблема! Ведь именно этими сторонами личности человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь. Поэтому надо хорошо знать сильные стороны личности ребенка и строить все воспитание и дальнейшее обучение именно на них. А если не обратить на них внимания в детстве - и чем раньше, тем лучше, - это может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка, который будет себя ощущать бездарным и пустым человеком.

     

    Дары не обязательно связаны с хорошими оценками в школе или дальнейшими великими достижениями. Может быть, это умение разряжать напряженную ситуацию, эмпатия или повышенная чувствительность к тому, что происходит в семье или просто «здоровый пофигизм» и чувство юмора.

     

    Что касается способностей, о многом маленький ребенок расскажет сам - своим поведением. Задайте себе простой вопрос: что он любит делать долго (компьютерные ы и просмотр телевизора не считаются!)? Рисовать, разглядывать книжки про динозавров, ать с другими детьми или смотреть, как папа делает дрелью дырки в стене?

    Все дети разные - и принцип «справедливости» к ним не всегда применим: каждый ребенок заслуживает уникального отношения. И очень важно не сравнивать детей по их способностям друг с другом! По крайней мере вслух.

     

    Неприятные черты характера

    Почти у каждого ребенка найдутся черты характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности вденные, бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы.

     

    Даже если вы хотите что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он есть. Стоит найти все черты характера, которые вам «не нравятся», и мысленно превратить их в дары. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная особенность окажется ценным качеством. Скажем, робость - это осмотрительность, это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения сверстников или ых. И не стоит называть его «трусом» - даже про себя, в мыслях.

     

    Очень часто раздражающие особенности детей - это повод для роста родителей. Они напоминают ому о каком-то неприятном переживании, возможно - забытом. Исследуйте источник ваших чувств. Спросите себя: эта особенность ребенка - что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже?  Если вы найдете такого человека, носителя сходного характера из прошлого или настоящего, - напишите ему письмо, где вы во всей полноте можете выразить ему свое отношение (отправлять письмо, вероятнее всего, не стоит). Если это "незавершенная работа" из вашего прошлого, разберитесь с ним,  - тут можно воспользоваться помощью профессионала, - чтобы не "грузить" своими проблемами ребенка.

     

    Почва для роста

     

    Хороший родитель больше похож на садовника, чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение вверх, такая попытка кончится плохо. Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое.

     

    Таким образом, если вы знаете дары своего ребенка, прежде всего надо дать ему возможность заниматься любимым делом как можно больше (опять же, за вычетом компьютерных , ТВ или любви к сластям), сколько ребенок хочет, пока он еще мал. И снабжать его нужными материалами и ситуациями. Скажем, если ребенок обожает рисовать: не жалеть бумаги, карандашей и красок, спокойно относиться к неизбежной уборке, плюс – ценить то, что делает ребенок. Для двух-, трехлетнего человека это куда важнее студий или формальных занятий. Если он начнет получать удовольствие от процесса, позже он с большей вероятностью сможет переносить и дисциплину, которая необходима при любом серьезном обучении предмету.

     

    Похвала - ее никогда не бывает слишком много. Но важно освободить похвалу от манипуляции: «Ты же хорошая ка, ты не будешь отнимать ушки у Вани». Когда это манипуляция, ребенка хвалят не за то, что есть, но за желаемое поведение. Такой подход обесценивает похвалу и создает у ребенка ощущение, что он хороший только тогда, когда соответствует стандартам ых. Щедрая искренняя похвала - это не манипуляция, а переживание праздника по поводу даров ребенка. Так, мы все умеем искренне радоваться, когда малыш впервые самостоятельно делает несколько шагов.

     

    Принять свое несовершенство

     

    И наконец, стоит помнить, что мы никогда не станем идеальными родителями. Таких не бывает. Мы обречены совершать ошибки. Нас временно посетил гость с иной планеты, и мы стараемся его понять, как можем. Но мы неизбежно понимаем его недостаточно хорошо. Остается только принять свое несовершенство. И это тоже важно для вашего ребенка: родитель, который осознает свое несовершенство, освобождает ребенка от мучительного бремени перфекционизма.

     

    Источник: Med.Портал.

     

     

    E-NEWS agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.