На металлорынке Китая становится тесно
Программа экономических реформ начала 80-х гг. предусматривала строительство в каждой ключевой отрасли китайской экономики, в том числе и металлургии, крупного предприятия, использующего самые передовые технологии. Данным предприятиям предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, который предполагал получение дешевых кредитов от государственных банков и политическую поддержку на внешних рынках. Однако наряду с крупными метпредприятиями развивались также средние и мелкие металлопроизводители, чему способствовала региональная система перераспределения финансовых средств. Так, в ходе экономических реформ право принятия многих решений было делегировано на нижние уровни власти. Кроме того, муниципалитеты и правительства провинций получили возможность оставлять в своем распоряжении значительную часть налоговых поступлений, которые инвестировали в развитие местной промышленности. Несмотря на то, что по уровню технической оснащенности эти предприятия несопоставимы с лидерами отрасли, они приносят значительные по местным меркам доходы, что способствует развитию экономики регионов.
Однако слишком либеральная политика органов местного самоуправления способствовала чрезмерному разрастанию мелкого сегмента металлопроизводителей. Неэффективные и «грязные» в экологическом отношении мелкие заводики множились с нарастающей скоростью, что увеличивало дефицит сырья и перегрузку далекой от совершенства транспортной инфраструктуры. Попытки остановить этот процесс административными методами оказались безуспешными, т.к. власти не могли в кратчайшие сроки создать равноценное количество рабочих мест. Например, центральное правительство установило нижний предел мощности для создаваемых заводов, но это не дало ожидаемого эффекта: мелкие местные фирмы начали объединяться для совместных инвестиций в новое строительство, которое качественно не отличалось от более скромных по объемам мелких предприятий. Последний пример: в январе девять компаний учредили совместное предприятие для строительства завода по производству нержавеющей стали, мощности которого составят 1 млн. т в год. Появление этого предприятия идет вразрез с нынешней политикой центрального правительства, но его производительность соответствует установленным для новых проектов нормам.
В процессе консолидации сектора тоже не видно особого прогресса. В настоящее время в китайской сталелитейной промышленности 63 компании контролируют 80% рынка, причем основная доля принадлежит «большой четверке». Тем не менее, остальные 20% поставок обеспечивают около 2 тыс. мелких предприятий. Естественно, что многие из них активно противятся планам слияний и поглощений из-за опасений потери рабочих мест, утраты своих активов и вероятного конфликта корпоративных культур с будущей родительской компанией. По мнению экспертов China Iron and Steel Association, основное препятствие к консолидации отрасли заключается именно в сопротивлении местных властей: они справедливо опасаются, что если местные компании будут поглощены группами, которые находятся в юрисдикции центрального правительства, то на них будут перекладываться обязательства по социальному обеспечению, а налоговые поступления уменьшатся.
В свою очередь, крупные заводы не заинтересованы в поглощении малорентабельных мелких производителей, хотя все они имеют перечень объектов для слияния, которые они должны осуществить за 5-10 лет. Это и понятно: на выбор мишеней для поглощения часто оказывали решающее влияние интересы центрального правительства и местных властей. Фактически, компании не имеют возможности сами принимать решения о приобретениях, основываясь на своих стратегических целях, что вынуждает их действовать в условиях мощного и противоположно направленного давления со стороны этих противоборствующих сил.
Таким образом, идея вытеснения с рынка мелких заводов после укрепления крупных производителей пока себя не оправдывает. Напомним, что труд в китайских провинциях очень дешев, а по-прежнему высокий спрос на сталь обеспечивает достаточно высокий уровень цен. В результате, обостряется противоречие между действием запущенных двадцать лет назад рыночных механизмов и стремлением правительства сохранить государственный контроль над ключевыми отраслями промышленности.
Между государственной и частной собственностью
Тем не менее, новая правительственная программа имеет целью за ближайшие 5-10 лет приблизить экономику Китая к модели развитой страны, в которой небольшое число крупных промышленных групп контролирует 90% рынка. В русле этой политики, предполагается несколько усилить действие рыночных механизмов, сохраняя, тем не менее, государственный контроль над крупнейшими и наиболее важными в стратегическом отношении предприятиями.
Было объявлено, что на новом этапе реформ предстоит решить следующие задачи:
• осуществить реформу прав собственности;
• разделить функции государства и менеджмента;
• решить проблему избытка рабочей силы (штат крупнейших компаний составляет 12-200 тыс. человек);
• уменьшить груз социальных обязательств;
• решить проблему задолженностей;
• превратить государственные предприятия (SOE) в чисто экономические структуры, основная задача которых – получение прибыли, а не создание «общества в миниатюре»;
• внедрить западные корпоративные принципы, в частности, создать советы директоров;
• создать внутри групп автономные дочерние структуры в виде акционерных обществ со статусом ограниченной ответственности.
Разумеется, программа реформ предусматривает реорганизацию не только сталелитейной промышленности, а и всех секторов экономики. Предполагается, что в результате ее осуществления 500 крупнейших и наиболее важных в стратегическом отношении предприятий страны (в т. ч. крупнейших производителей стали) останутся в государственной собственности. Остальные SOE подлежат «корпоратизации» - им будет предоставлена автономия без приватизации, и в своей деятельности они будут ориентированы на рынок. При этом крупные SOE будут освобождены от обязательств по социальному обеспечению, государство сведет к минимуму участие в управлении этими компаниями, и ожидается, что это обеспечит им контоспособность на международном уровне. Таким образом, правительство собирается превратить крупнейшие промышленные группы в «мировых чемпионов»: предполагается, что по уровню прибыльности они войдут в число 500 первых компаний мира.
Именно с этой целью, в первом квартале текущего года правительство задействовало новую национальную политику, которая должна создать стимул иностранным инвесторам к участию в реорганизации сталелитейной отрасли. Из $121 млрд., инвестированных в сталелитейную промышленность страны с момента создания КНР, только $1 млрд. был внесен иностранными корпорациями. Сейчас правительство открывает иностранцам доступ в сектор, хотя и этот шаг может не решить существующие проблемы. По словам исполнительного директора консалтинговой компании Beijing Metal Consulting Co Су Чжунбо, «крупные государственные компании не стремятся к слияниям, поскольку они и без того прибыльны. С другой стороны, иностранные инвесторы не слишком заинтересованы в приобретении частных сталелитейных предприятий, поскольку они менее прибыльны, чем государственные производители, и отстают в технологическом отношении».
Тем не менее, у госконтроля над предприятиями имеются свои преимущества, и правительство задействовало определенные рычаги, чтобы подтолкнуть своих промышленных лидеров к консолидации. В результате, сейчас запланировано создание нескольких объединений, которые существенным образом изменят структуру сталелитейной промышленности. Ожидается, что в ближайшее время будут осуществлены два крупных слияния.
Во-первых, второй по величине производитель стали в стране, Anshan Iron and Steel Corp, объединится с компанией Benxi Iron and Steel Corp, занимающей шестое место в китайской иерархии. Это слияние приведет к созданию компании с суммарными мощностями около 30 млн. т в год, которая станет крупнейшим производителем сектора, вытеснив на второе место нынешнего лидера Baosteel Group (20 млн. т в год). Планы объединения поддерживают как центральное правительство, так и власти провинции Ляонин, в которой расположены оба предприятия.
Во-вторых, еще один китайский гигант – Wuhan Iron and Steel Corp – сейчас проводит переговоры о поглощении функционирующей в той же провинции Хубей (Hubei) компании Echeng Iron and Steel, а также расположенного в юго-западном муниципалитете Чонквин (Chongqing) завода Chongqing Iron and Steel и предприятия Hangzhou Iron and Steel Co, действующего в восточной провинции Чжеджян (Zhejiang).
Источник ugmk
agrinews.com.ua