По результатам этого анализа, КИУ составил достаточно пессимистический прогноз развития ситуации в случае проведения всеукраинского или местного референдума по любому вопросу в действующем законодательстве и политической ситуации. И сегодня, во время заседания «круглого стола» на тему: «Проведение референдумов и «императивный мандат» в Украине: законодательная база и уроки практики», Комитет избирателей представил результаты свого прогноза.
По словам главы правления КИУ Игоря Попова, всеукраинский и местный референдумы – одна из наивысших форм народовластия и реализации гражданами Украины своих конституционных прав, но действующий Закон Украины «О всеукраинских и местных референдумах» не адекватен к существующей правовой и политической ситуации в стране. «Он устарел и не соответствует существующей ситуации в стране», - сказал он.
Игорь Попов напомнил, что в данный момент в стране инициировано проведение всеукраинского референдума относительно вступления Украины в НАТО и ЕЭП. Также, проведение референдума относительно определения статуса русского языка, некоторые политические силы инициируют проведение референдума относительно отставки мэра Киева и др. По его словам, «политические силы, инициирующие референдум, или не понимают, что это нереально сделать при действующем законодательстве, или специально спекулируют этим вопросом в политическом противостоянии».
Относительно проведения референдума о вступлении Украины в НАТО, то И. Попов утверждает, что его не будет, потому что «он не выгоден всем сторонам, в первую очередь он не выгоден президентской стороне, поскольку, прогнозировано, согласно опросам, она его проает». По его словам, проведение такого референдума не выгодно сегодня и правительству, которое понимает, что проведение такого контраверсионного референдума негативно скажется на стабильности в государстве . «Это будет шаг назад от стабильности, шаг назад от работы в экономике, поскольку придется заниматься политикой», - сказал он.
Относительно инициирования проведения всеукраинских референдумов о выражении недоверия ВРУ или принятия новой редакции Конституции Украины, то, по словам Игоря Попова, их подготовка и проведение также будут провалены на ранних стадиях из-за несовершенства процедур и непрофессиональности инициаторов.
В случае проведения любого референдума без изменений действующего законодательства о референдумах, подчеркнул И. Попов, его инициаторы столкнутся с целым рядом организационных проблем. А именно – регистрация инициативных групп, сбор и проверка подписей граждан, формирование комиссий и материально-техническое обеспечение их работы. Также инициаторы столкнуться с проблемой оформления списков избирателей, с проблемой защиты бюллетеней от подделки и с проблемой подведения итогов проведения референдума.
По его словам, фактически каждая процедура оп проведению любого референдума согласно с действующим законодательством может быть обжалована в суде. И это,- подчеркнул он, - приведет к срыву сроков организации референдума, создаст организационный хаос и, в конце концов, создаст возможность для признания результатов референдума не действительными.
Глава правления Комитета избирателей Украины акцентировал внимание на том, что хоть Центризбирком в рамках своих полномочий и старается усовершенствовать существующую правовую базу для проведения референдумов, но, по его словам, этих полномочий не достаточно для решения всех существующих проблем. «ЦИК – не всесильная, и урегулировать все процедуры сможет только парламент», - сказал он и при этом подчеркнул, что Комитет избирателей Украины сомневается, что этой сессии Верховной Рады удастся принять соответствующий законопроект.
Не верит в возможность проведения в Украине референдумов и юрист, представитель адвокатской компании «Граве» Виталий Павлик, который принимал участие в заседании «круглого стола».
Виталий Павлик подчеркнул, что действующий закон о проведении референдума застарел как мо и духовно, так и юридически. «Он не соответствует большей части основных законов нашего государства», - сказал он.
Относительно законопроектов о проведении референдумов в Украине, инициированных БЮТ и Партией регионов, то, по словам В. Павлика, они достаточно противоречиво регулируют вопрос проведения референдумов и должны быть усовершенствованы.
В частности, по его словам, эти два законопроекта должны быть объединены в один и некоторые их нормы должны быть изменены, поскольку являются некорректными и в некоторых случаях – неконституционными.