36 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км труб большого диаметра (от 1020 до
С обретением независимости странами бывшего СССР «Газпром» лишился контроля над маршрутами транспортировки газа из России в ЕС. Более того, в условиях отсутствия альтернативных путей доставки газа в ЕС российская газовая монополия наращивала свою зависимость от транзитных аппетитов стран Содружества. В частности, через Украину транзитировалось около 80% российского газа.
Все это вынудило Россию принять новую энергетическую стратегию. Согласно, которой целью «Газпрома» является контроль над газовыми магистралями бывшего СССР и бывшей Югославии. Надо сказать, что до определенного времени данная стратегия реализовывалась достаточно успешно. Так, «Газпром» получил контроль над ГТС Молдовы, Словакии и ряда других стран. Бриллиантом же в короне российского газового монополиста должен был стать «Укртрансгаз», иными словами газотранспортная система Украины.
«Газпром» штурмует украинскую ГТС долго и у. Первой попыткой приватизации можно назвать создание украинско-российского газотранспортного консорциума по управлению ГТС. Согласно учредительным документам, Россия получила ину украинской ГТС. Кроме того, РФ брала на себя обязательство профинансировать газопровод Богородчаны – Ужгород. Однако с уходом на заслуженный покой Леонида Кучмы данный консорциум почил в бозе.
Оказалось, что не надолго. Вечером 1 февраля 2007 года премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что Украина заинтересована в объединение добывающих и газоперерабатывающих активов с РФ. По словам премьера, такое объединение позитивно повлияет на энергетическую безопасность обеих стран. Глава правительства также отметил, что Украина рассматривает возможность обмена части украинской газотранспортной системы на участие в разработке и добыче газовых местодений на территории РФ. По мнению украинского премьера, подобная модель энергетического сотрудничества действует в Европе.
Вот после этой фразы, у автора этих строк сложилось впечатление, что Виктор Федоровичу не все доносят. А ведь если бы его советники, спичрайтеры и другие заинтересованные лица познакомились с лентами новостей, отчетами аналитиков, то они бы обнаружили, что «старушка Европа» не допускает таких обменов. Более того, в странах ЕС контроль над газотранспортными системами и газораспределительными сетями принадлежит госкомпаниям и никому и в голову не придет выставить их на торги. И «Газпром» это прекрасно помнит, поскольку попытка приватизации британской Centrica провалилась.
Ну, если ЕС нам не указ, то советникам первого лица Кабинета на Грушевского стоило бы обратить внимание на Россию, где «Газпром» проводит кампанию по национализации местодений РФ. Живым примером подобной политики является «добровольная» передача контроля над «Сахалином-2» европейскими и азиатскими акционерами: компаниями Shell и японскими Mitsui и Mitsubishi. Кроме того, в последнее время Кремль часто использует «экологическим оружием» по отношению к неправильным нефтяным компаниям. Так, после того, как Росприроднадзор прозил, отозвать лицензию на Ковыкту ТНК тут же согласилась поделиться с «Газпромом».
По-видимому, подобная «предсказуемость» нашего северного соседа не является серьезным препятствием для «партнеров». Иначе бы пресс-секретарь «Нефтегаза» Константин Бородин не заявлял бы, что заявление Януковича открывает новые возможности для украино-российского энергетического сотрудничества.
Мимо ушей они пропускают слова энергетических аналитиков, которые советуют Украине сохранить контроль над газотранспортной системой. Ведь, исходя из последних событий, украинские компании могут быть легко вытеснены с российских местодений. Ну а газотранспортную систему Украины «Газпром» совместно с Rosukrenergo вряд ли кому-нибудь отдадут.
E-NEWS agrinews.com.ua